Написать пост

MaxDM

История российского тюнинга

1970-1989. Тюнинг в СССР


Уничижительное прозвище «копейка» появится позднее, а сначала она была «первой моделью», «единичкой» и для многих той самой единственной. Ее покупали на десятилетия, точнее, с ней заключали союз на всю жизнь. И ухаживали за ней как за любовью всей жизни. Так в СССР появился тюнинг.


Еще во времена Антилопы Гну отечественный автомобилист обязан был уметь самостоятельно ремонтировать и доводить до ума свой транспорт. В 70-е годы автомобилизация страны выходит на принципиально новый уровень. Впервые личный автомобиль становится достижимой мечтой для миллионов наших сограждан, но станций техобслуживания катастрофически не хватает. Журнал «За рулем» в каждом номере публикует инструкции по ремонту: например, как разобрать панель двери, чтобы починить стеклоподъемник. Заодно панели начинают обшивать бархатом... В общем, у того, кто научился чинить машину, руки чешутся ее улучшить.

Оплетка руля, эффектные чехлы на сиденья, занавески и прозрачная пластиковая ручка КПП с розочкой внутри — поначалу у советских автомобилистов не так много возможностей придать машине показную индивидуальность. Но в стране с таким количеством инженеров и «рукастых» представителей рабочего класса доводка автомобиля сопровождается выпендрежем другого рода. Маленькие технические находки, ноу-хау или просто самодельное допоборудование — вот в чем соревнуются гуру народного тюнинга в те времена, когда еще самого этого слова в русском языке не существовало. Современный водитель, пожалуй, и не догадается, для чего нужно такое устройство, как «антифара». Цитата: «Официальное название этого небольшого фонарика с синим (фиолетово-синим или малиново-синим) стеклом — противослепящее устройство. „Антифара“ устанавливается вблизи лобового стекла и при включении создает синеватый световой фон, благодаря которому глаза примерно на четверть быстрее адаптируются после ослепления фарами встречной машины» («Твой друг — автомобиль», Москва, Издательство ДОСААФ СССР, 1988 г.).

Польза от «антифары», похоже, так никогда и не была доказана, но все окружающие видели: вот едет продвинутый автомобилист.

Некоторые виды серьезного с технической точки зрения тюнинга зародились еще в советские годы. Например, оснащение двигателя самодельным (!) турбонаддувом. Мода на раздвоенную выхлопную систему, выведенную слева и справа под задним бампером, появилась в нашей стране еще в советское время. Но большинство рационализаторов тогда экспериментируют с более простыми решениями: скажем, в задние пружины заталкивают теннисные мячи, что будто бы улучшает характеристики подвески. Они превращались в лохмотья уже после нескольких десятков километров, но это мало кого смущало.


Умельцы-экстремисты ищут решения, не имеющие аналогов в мире, причем некоторые детали для доводки моторов даже пошли в производство у подпольных цеховиков и продавались с рук около магазинов запчастей. Например, магнитные подкладки под карбюратор или волшебные конусы «Бут-Ко» — нечто вроде наперстка с дырками, который следовало устанавливать под карбюратор для лучшего распыления бензина. Эксперты «За рулем» совместно с НАМИ даже провели стендовые испытания этого изобретения, доказав, что ничего, кроме падения мощности и увеличения расхода топлива, это устройство не дает.

Некоторые экспериментируют со сжиженным газом. Нет, речь не об установке газобаллонного оборудования, позволяющего (как и сегодня) использовать газ вместо бензина, а об одновременной (!) подаче в цилиндры бензина и газа.

Еще один распространенный миф был связан с идеей впрыскивать в цилиндры небольшое количество воды, что несколько повышает октановое число и позволяет устанавливать более раннее зажигание. Самоделкины ставили под капот обычную литровую банку с герметичной крышкой и трубками наподобие кальяна. Воздух, прежде чем попасть во впускной коллектор, проходил через воду, пары которой якобы снижали детонацию.


Сегодня, садясь в салон «заряженного» аппарата, часто видишь, что передняя панель, как новогодняя елка, обвешана дополнительными приборами, показывающими давление турбонаддува, температуру масла и иные параметры работы систем автомобиля. То же самое можно было увидеть и в «Запорожце» 80-х годов: вольтметр, амперметр, тахометр (этот привычный прибор до определенного времени не считался обязательным как в отечественных машинах, так и в иномарках).

Разумные автомобилисты, конечно, ограничивались более скромными и не столь спорными доработками: скажем, установкой дублирующих стоп-сигналов за задним стеклом.

1990-1999. Массовое помешательство


На мое 18-летие институтские друзья подарили мне «спортивный» руль. Они знали, что через две недели я буду сдавать экзамен на права, и велики шансы, что потом папа отдаст мне свою «шестерку», а сам пересядет на новенькую «девятку». В 90-е годы штатная тоненькая баранка вазовской «классики» не отвечала представлениям о том, какое рулевое колесо должно быть у машины. Это мои однокурсники осознавали на 100%. Так что необходимость легкого тюнинга была такой же очевидной, как потребность залить бензин в бак.

В 90-е годы отечественные модели в их серийном виде не удовлетворяют уже практически никого, но многие убеждены: при определенных усилиях из российской машины можно сделать почти иномарку. Такой роскоши, как кондиционер, литые диски, качественная аудиосистема и достойная шумоизоляция, в Ладах, Москвичах и Волгах отродясь не было — и вот, наконец, в нашей стране появляется рынок допоборудования и автоаксессуаров. Но многие уже понимают, что все это — лишь первая ступень доводки машины, а сведущие автомобилисты начинают оперировать такими понятиями, как сиденья Recaro, диски BBS, тормоза Brembo, и некоторые даже знают, чем спойлер отличается от антикрыла.


В российских кольцевых гонках дебютируют черно-желтые «восьмерки» команды Miller Пилот, отличавшиеся эффектным аэродинамическим обвесом кузова, и мечтой всех владельцев вазовской продукции становятся подобные потрясающие бамперы. С тем, что динамика и комфорт — не самые сильные стороны наших машин, их владельцы еще могут худо-бедно мириться. Но вот невыразительный и старомодный стиль серийных экземпляров — это уже ни в какие ворота. Причем дебютировавшая в 90-е вазовская «десятка» из-за своего дизайна оказалась едва ли не главным разочарованием российского автопрома. Если модели семейства «Самара» беззлобно называли «зубилами», то тольяттинскую новинку за ее опухшие формы не скрывая презрения величают «беременной антилопой».

Замаскировать ее недостатки призваны тюнинговые бампера, пороги, накладки на борта, впрочем, качественные аэродинамические комплекты остаются редкостью вплоть до конца 90-х. В отчаянной попытке сделать облик машины «круче» владельцы тонируют стекла «в хлам», приделывают к фарам «реснички» или «очки», меняют желтые поворотники на белые...

Тогда же появилась мода задирать зад машины, вставляя в подвеску проставки. Казалось, что это придает ей «агрессивный» вид, хотя на самом деле характеристики работы шасси менялись только в худшую сторону. Ни о какой спортивной управляемости не могло идти и речи. Если в 90-е в моде были завышенные Лады, то спустя десять лет тенденция развернется на 180 градусов: автомобилисты в массовом порядке станут подпиливать пружины, чтобы занизить машину. Ясное дело, уменьшенный ход подвески не позволяет ей нормально отрабатывать неровности, и в данном случае в жертву приносится и управляемость, и комфорт. Но мода есть мода, и в особенности она получила распространение в южных регионах. Появится даже поговорка: чем выше горы, тем ниже Приоры.


Автомобилисты со стажем смахнут ностальгическую слезу, вспомнив названия тюнинговых контор «Лада Инжиниринг» и «Торгмаш». Эти фирмы мало уделяли внимания пустому украшательству, зато брались за доводку машин по серьезному, используя в своих проектах наработки из автогонок. Их усилиями «девятки» и «десятки» получали форсированные моторы, спортивную подвеску и мощные тормоза. Настоящие профи выжимают из вазовской «девятки» порядка 125 сил против 73 л.с. у серийной версии, оснащают машину самоблокирующимся дифференциалом, нестандартными рычагами передней подвески и поворотными кулаками, а также мощными стабилизаторами поперечной устойчивости. Сочленения элементов подвески собраны на цельнометаллических сферических шарнирах, а тормоза — дисковые «по кругу». Стоимость такого тюнинга в 2-3 раза превышает цену самого автомобиля. А что получаешь на выходе?

К сожалению, не так много. В идеальных условиях подобные подготовленные аппараты разгонялись до 100 км/ч за 10,5 с и едва могли набрать 180 км/ч. Это сравнимо с показателями сегодняшнего Renault Logan 1.6, который, разумеется, на лавры спорткара не претендует.


Во второй половине 90-х эксперты газеты Авторевю не только тестируют на полигоне разные варианты тюнинга вазовских машин, но даже сами берутся за создание «идеального» ВАЗ-2110. Целые статьи посвящали насущному для многих вопросу: на какой руль заменить штатную неказистую баранку — Momo, Sparco, SWM, Nardi...

2000-2013. И грянул хром


В XXI веке в российском тюнинге настала эпоха гламура, R’n’B и невиданных доселе понтов. В Москве уже не одна и не две фирмы создают автомобильные интерьеры потрясающей роскоши.

Дальше про иномарки...
10 комментариев 9нравится 1избранное
OlegTar
Belyash
OneTouch
vasiliskin
vans239
TauRus36
Tangerine
scl
antoxa256
  • Disa
    21 26 сен 2013 в 13:27
    Хрень какая-то...
    • MaxDM
      26 сен 2013 в 13:35
      Что именно: Тюнинг, СССР или Отечественные автомобили?
  • Linberg
    5 26 сен 2013 в 13:38
    влом читать. народ хочет интересные истории с развитием сюжета, а не копипаст исторических фактов
  • Katrine
    5 26 сен 2013 в 13:41
    Вообще тюнинг не люблю. Любая машина красивее в стоке. Но это мое личное мнение.
    • Moonshine
      26 сен 2013 в 15:12
      Не надо путать тюнинг и стайлинг. Тюнинг это по технической части. И он оправдан: автопроизводители все чаще и чаще экономят на надежности деталей. Современный автомобиль вообще не рассчитан на эксплуатацию более тяжелую, чем плавная езда по гладкой дороге.
      • Katrine
        1 26 сен 2013 в 16:01
        Тюнинг — это усовершенствование (доработка, доводка, настройка, улучшение, регулировка) законченного изделия, осуществляющееся как за пределами завода-изготовителя сторонними компаниями, или владельцем изделия, так и самим заводом-изготовителем. Чаще применяется по отношению к автомобилям. Может быть как внешним (оформление), так и внутренним, т.е. техническим.
        Обвесы, спойлер, занижение, завышение - для меня это все КОЛХОЗ! как ни крути и не обзывай.
        • Moonshine
          26 сен 2013 в 16:12
          Обвесы, спойлер, занижение, завышение обычно действительно колхоз.
          Но ведь есть еще техническая доводка: усиление деталей двигателя, форсирование, замена выхлопной системы на более производительную, замена КПП и её составляющих, замена сцепления, замена амортизаторов, пружин, стабилизаторов, замена частей рулевого механизма, замена тормозной системы. Такие изменения не видно на первый взгляд, но они кардинально меняют характеристики автомобиля.
          • Katrine
            26 сен 2013 в 16:15
            Ну я про внешний тюнинг. Про внутренний - это скорее всего называется прогресс в техническом усовершенствовании :)))
          • scr1pt
            26 сен 2013 в 22:42
            Умеренное занижение тоже не видно тем кто не в теме, а характеристики тоже меняет кардинально
            • Moonshine
              26 сен 2013 в 22:46
              Чтобы было нормально нужно амортизаторы ставить с уменьшенным ходом. Просто срезать пружины это фигня - увеличенная нагрузка на амортизаторы.
              • scr1pt
                26 сен 2013 в 23:27
                Срезанные хз, а изначально укороченные управляемости очень прибавляют, говорю на собственном опыте. Правда чувствуется это только на низкопрофильных колесах - на зимних бубликах разницы со стандартными никакой.
                Но амортизаторы тоже буду менять в ближайший год, с этим согласен
  • Loi
    3 26 сен 2013 в 13:41
    Вот из-за таких постов я тебя в игнор и не кидаю...
    • MaxDM
      1 26 сен 2013 в 13:42
      Ну спасибо )
    • Movario
      4 26 сен 2013 в 14:28
      из за копипасты то?)
      • Loi
        26 сен 2013 в 15:29
        Мир держится на ней, поверь мне. Если бы не было копипасты, кадабра и вполовину не была бы заполнена. По сути, любое видео, если не сам автор его выкладывает - копипаста. Да почти что угодно ей можно назвать.
        мне было интересно прочитать.
        • Dozer
          26 сен 2013 в 15:59
          есть специальные парсеры популярных статей - указываешь там свои интересы и вперед :)

          я пользуюсь этим. очень злая штука, фиг оторвешься.
          • Loi
            26 сен 2013 в 16:03
            Нееееет!
  • ifknew
    26 сен 2013 в 13:43
    >станут подпиливать пружины, чтобы занизить машину. ... в жертву приносится и управляемость, и комфорт.

    как раз управляемость несколько улучшается за счет избавления от кренов при поворотах.
  • baroleg
    26 сен 2013 в 15:54
    Перекуп один рассказывал: купила девушка себе приору, загнала в ателье и разукрасили ей ей там - и стразики, и золото, и прочая лабуда, при чем веса добавилось до хрена, машина еле едет, но девушка довольна и перед всеми пантуется. (Цена тюнинга под стоимость этой самы приоры вышла)
  • basilduty
    26 сен 2013 в 15:57
    Про воду - это не миф, такая система применялась на высокофрсированных двигателях самолётах еще в середине прошлого века. Точнее максимальный эффект даёт впрыск водно-метанольной смеси (водки ))))))) Сейчас иногда используется на высокофорсированных движках.

    Вот можно почитать http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%B2%D0%BF%D1%80%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.