Аренда машины в Европе
После прочтения поста @WIllyVel о путешествии по Италии, решил написать пост и рассказать об особенностях аренды машин в Европе. За последние несколько лет поездил немало, география включает в себя практически всю центральную Европу - Германия, Франция, Италия, Греция, Швейцария, Болгария. Очень показательно, что одни и те же компании по прокату машин работают по-разному, в зависимости от страны. Пост разделю на несколько частей по темам: непосредственно аренда машины, особенности вождения, особенности дорог, использование навигаторов, штрафы.
UPD: Обновил про страховку и навигатор.
Аренда машины.
Сначала несколько общих слов. Банально, но начну с того, чего делать не надо. Не надо арендовать машину так, как делал @WIllyVel. Лучшие предложения по цене и ассортименту машин можно получить только через онлайн бронирование. Автопарк должен работать, а не стоять на стоянке, поэтому прокатные конторы готовы предложить машину по очень низкой цене (возможно, по себестоимости, главное, чтобы работала). Много раз наблюдал картину, особенно это касается аэропортов, где люди в надежде арендовать машину на месте были вынуждены уйти ни с чем и добираться до города на общественном транспорте, чтобы там уже обратиться в городской офис того же прокатчика, поскольку все машины были заранее забронированы. Не буду советовать какие-то определенные сервисы по бронированию, их полно и, в принципе, мало чем отличаются. Обычно они агрегируют предложения от множества компаний по прокату, разница может быть лишь в цене. Какую компанию выбрать в итоге - тоже личное дело каждого. Из бюджетных неплохие National (и его партнер в Италии Maggiore), Enterprise, Budget. Avis при всех равных условиях будет чуть дороже, Hertz, наверно, самая дорогая. Кстати, если все-таки нигде дешевых машин нет, можно обратиться к более дорогим. Сутки аренды у них дороже иногда в два раза, но и вероятность того, что машина в наличии, тоже больше.
Срок аренды.
Аренда на один день всегда дороже в пересчете на дни, чем если брать на неделю. Если машина нужна на 3-4 дня, то иногда будет дешевле взять ее на неделю сразу. Не всегда, но получается.
Бронирование и оплата.
Большинство агрегаторов предлагают частичную оплату 10-15% при бронировании, остальное оплата на месте, в момент получения машины. Если поездка срывается, то при условии предупреждения прокатчика, деньги возвращаются полностью на карту. Предупреждать надо за 48-72 часа до начала аренды. Этот срок зависит от компании-прокатчика.
Место получения.
Я предпочитаю брать машину в аэропорту и возвращать там же. Во-первых, удобно. Во-вторых, проезд на такси до города (здесь имеется ввиду любой город, куда прилетает самолет - Женева, Берлин, Франкфурт, Рим, Неаполь, Милан, Цюрих) стоит от 30 до 100 евро. Можно на автобусе или поезде, однако общественный транспорт резко теряет свою привлекательность в плане дешевизны, если едут 2 и более человек. Минус наверно один и только для любителей выпить в полете.
Часы работы офисов проката.
На это мало кто обращает внимание, но не все офисы прокатных компаний работают круглосуточно и по выходным. Особенно это касается офисов в городе. Если самолет прилетает в нерабочее время нужно заранее созвониться с офисом, сообщить номер своего рейса и уточнить возможность получения машины. С некоторыми агрегаторами проката получаются накладки, т.к. название прокатчика они выдают только после оплаты брони. Соответственно, на этапе бронирования не всегда получается узнать, чья будет машина и какое время работы офиса. Если компания предоставляет услугу по получению автомобиля в нерабочее время, можно этим воспользоваться. Не бесплатно, конечно. От 25 до 50 евро. Сдача машины обычно проще. Если офис работает не круглосуточно, рядом прикрепляют ящик, куда можно бросить ключи и документы от машины. Это бесплатно.
Страховка и депозит.
В большинстве случаев компания блокирует сумму депозита на карте в размере франшизы по страховке. В среднем это от 1000 евро за машину мини или эконом класса и далее по возрастающей. Если брать полную страховку без франшизы, на карте заблокируют около 100 евро на тот случай, если машина будет возвращена с пустым баком или меньше определенного деления. Здесь тоже все меняется, еще пять лет назад действовало правило get full, return full - т.е. получаешь машину с полным баком, возвращаешь тоже с полным. За последний год трижды ездил в Европу, ни разу не получал машину с полным баком. Возвращать в любом случае придется с тем же количеством, что и при получении. Обычно полный бак принимается за 8/8, оставшееся количество топлива определяется на глаз. Можно вернуть и с пустым баком, но тогда топливо зальют сотрудники автопроката и посчитают значительно дороже, чем цена на заправке. Примерно по 2,5 евро за литр. Эта сумма будет удержана из депозита. Также, если машины возвращена с опозданием, будет удержана сумма, примерно от четверти до полной стоимости одних суток, зависит от прокатчика. Брать или не брать полную страховку - личное дело каждого. Я предпочитаю брать, т.к. не блокируется 1000 евро на депозите и эти деньги можно тратить по своему усмотрению. Стоимость страховки от 10 евро в сутки. Еще один момент про депозит. Это исключение из правил, но один раз с меня взяли депозит в 1000 евро даже при оплате полной страховке. Произошло это во французском офисе Enterprise. Думаю, это все-таки человеческий фактор, а не политика компании. В Германии в том же Enterprise заблокировали все те же 100 евро.
Если планируется пересечение границ государства, в котором получена машина, об этом надо сказать до оформления. Страховка действует только в стране выдачи, расширение оплачивается дополнительно. Можно и умолчать, в принципе, но если вдруг что случится, придется оплатить ремонт из своего кармана. Расширение стоит примерно 5-10 евро в день.
UPD: Полную страховку оформляю только на месте, т.к. при бронировании на сайте очень часто компания-агрегатор предлагает свою страховку, которую считает полной. Но в итоге об этой страховке прокатчик ничего не знает и она действует только после разбирательств с самим прокатчиком. Т.е. по большому счету это страховка возмещает все расходы, которые могу возникнуть при наступлении страхового случая и удержании суммы депозита. Это никак не влияет на размер депозита и 1000 евро также блокируются при оформлении договора.
Оформление документов.
Обязательно наличие международного водительского удостоверения и российского. Опять же, на своем примере, пять лет назад можно было показать российские права - бежево-розовую карточку и этого было достаточно. Сейчас нет, стало очень строго, по крайней мере там, где я арендовал машины.
Получение машины.
Процесс получения машины примерно одинаков. Различие только в деталях, в зависимости от компании и страны.
Германия. Немцы очень любят свои машины и хорошо к ним относятся. Машину обязательно выдает менеджер. Подгоняет, заводит, сверяет пробег и остаток бензина. По документам сверяет повреждения, показывает даже то, что никогда сходу и не увидишь. Все повреждения аккуратно вносит в квитанцию, на которой при получении надо расписаться. Аккуратно - это значит четко видно, что тут он обозначил скол, там царапину, там примятость, а не просто чиркает в районе бампера где попало.
Франция, Италия. Тут примерно одинаково. К машинам они относятся очень легкомысленно, повреждения в описи все не указывают, несколько сколов на бампере могут обозначить заштрихованной деталью в квитанции. В большинстве случаев ключ выдают на стойке, говорят номер парковки и дальше нужно искать самому.
Греция, Болгария. Нечто среднее между немцами и французами. Зависит от менеджера и его настроения.
Возврат машины.
Обычно машины возвращается туда же, где получили. Возврат в рамках одного города (плюс близлежащие аэропорты), как правило, не стоит дополнительных денег. Возврат машины в другом городе в рамках одной страны может стоить 40-50 евро сверху уплаченной суммы, которые будут удержаны из депозита. За возврат машины в другой стране могут списать с карты более значительную сумму - 200 евро. Тут у меня опыта меньше, один раз брал в Милане и возвращал в Риме - доплата 40 евро. Знакомые брали в Генуе, вернули в Ницце - доплата 200 евро.
Сдача машины. Все абсолютно также, как при получении. Немцы смотрят пробег, сколько топлива осталось, осматривают тщательно машину. Все остальные могут осмотреть, а могут и нет. Опять же, зависит от места. Если взяли машину на стоянке без менеджера, то и оставлять скорее всего придется там же, на свободном месте, а ключ и документы отдать на стойке. Сдать машину можно грязной. Впрочем, для Европы это сильно отличается от нашего понятия. Там она за неделю становится пыльной, примерно как у нас на следующий день после мойки, даже при условии хорошей погоды.
Первые действия после получения.
После того, как нашли машину, загрузили багаж, лучше сразу осмотреться в плане управления и обязательно задать точку на навигаторе, чтобы потом проще было найти, куда возвращать машину. Как говорил Винсент Вега, в Европе все то же самое, но есть во всем маленькие отличия. Это касается и машин в первую очередь. Автомобили для европейского рынка и для нашего очень сильно отличаются. Управлением тоже. Чем авто дороже, тем больше в нем всяких наворотов, которые при первой встрече могут поставить в тупик. Машины европейского производства могут быть в довольно хороших комплектациях. Климат, робот, система старт-стоп, круиз. Это все может быть на автомобиле мини класса или эконом класса. Машины японского производства в комплектациях минимальных или чуть выше минимальных. Отдельно хотелось бы уделить внимание всем этим наворотам. Везде есть нюансы и это надо выяснить до момента выезда со стоянки. Например, система старт-стоп. Не знаю, насколько она экономит топливо, но при езде в городе несколько напрягает то, что машина глохнет на каждом светофоре. Причем глохнет ровно до того момента, пока не отпустишь педаль тормоза. По трассе различий нет. Робот. Тоже на любителя. Менеджеры, когда оформляют машину, говорят: "Вам повезло! Машина с роботом!". Возможно, он тоже экономит бензин или дает псевдоощущение автомата. Не знаю. И тоже нюанс: в положении паркинга машина может катиться. Управление светом, дворниками тоже неплохо заранее определить. Мне бывает непросто переключиться с английских приборов на японские - свет на торпеде, дворник в зеркальном отображении.
Дороги.
Дороги подразделяются также как и в России: трасса (синяя) и автомагистраль (зеленая). Скоростные ограничения лучше изучить перед поездкой для конкретной страны. Обычно это 50 в городе, 80 или 90 на трассе, 110-130 на магистрали, либо сколько сможешь в случае с Германией. Радары и камеры могут стоять где угодно. Даже в глуши, где нет электричества, могут стоять камеры с работой от солнечной батареи. Перед ними в любом случае устанавливают предупреждения о видеоконтроле. Зеленые магистрали бывают платные. Оплачивать можно наличными или картой. Наличными быстрее, если заранее наменять мелочи. С картой могут быть проблемы на уровне общения с банкоматом, особенно если знания языка близки к нулю. Если в Италии можно догадаться, что "интродура ля тессера" - это вставьте карту, то вот греческий язык для меня просто набор странных звуков. Если есть выбор, ехать по бесплатной синей трассе или по платной зеленой, всегда выбираю зеленую. Она быстрее, прямее и в итоге получается примерно те же деньги, потому что расход топлива на ней намного меньше. Самые распространенные перекрестки в Европе - круговое движение. Это значит, что постоянно разгон - торможение до почти полной остановки при подъезде к кругу. Там круг всегда главный. Плюс, если встречаются населенные пункты, скорость снижается до 50-60. И дорога иногда бывает разбитая. Все считают, что в Европе дороги идеальные. Но это далеко не так. Идеальные скоростные магистрали. Остальные очень сильно отличаются. В Швейцарии зеленые дороги почти бесплатные. Почти это значит, что для езды по ним нужно купить стикер под стекло на заправке. Действует он с декабря, год и по январь - 14 месяцев. Стоит 40 франков.
Заправки.
В городах разные типы заправок. Есть, которые работают круглосуточно, есть которые только днем по расписанию. С персоналом или без. Опять же, есть нюансы. Например, довелось один раз заправиться в швейцарской глуши. Там все просто: вставил пистолет, вставил карту, пошла заправка. Списали 160 франков, при том, что заправился на 60 где-то. Через пару дней произошла коррекция платежа и остатки вернулись. Другой случай в Италии, заправиться можно было только на определенную сумму. Что-то типа 10 евро или 30 евро. Если заливаешь на сумму, которая посередине, то нужно с чеком от колонки идти в магазин при заправке и там дадут сдачу. Магазин работает только днем. Или деньги может съесть, если нарушен порядок внесения денег и снятия пистолета. Т.е. сначала пистолет в бак, потом деньги - все работает. Если наоборот - деньги просто съедает и выдает чек, который можно обналичить опять же в рабочее время. Очень неудобно, когда в городе проездом. На трассах заправки расположены в зонах обслуживания. Обычно там кафе, туалет, магазин, автосервис. Работают круглосуточно, но бензин может быть дороже (справедливо для Германии и Швейцарии). Еще один хинт: туалет может быть платный, но при входе выдают билет, который можно полностью или частично отоварить в кафе или магазине.
Особенности вождения.
Тут все просто. Лучше всех и спокойнее водят в Германии и Швейцарии. Бывают, конечно, летуны на автобанах, но по обычным дорогам все просто замечательно. Французы более расслабленные, менее внимательные. Машины обязательно побитые, особенно номера и бампера. Контактная парковка - в порядке вещей. Болгария и Греция имеют довольно старый парк машин. Правила водители соблюдают не всегда, но никто не беспредельничает на дороге. Последними в список ставлю итальянских водителей. Они должны гореть в аду, причем с момента получения прав. Особенно это чувствуется, если въехать в Италию из Швейцарии, в районе Варезе где-нибудь. Вот тут фраза из Брата-2 "были люди как люди и вдруг все сразу стали кретины" уместна как нигде.
Что касается ремней, ближнего света и прочего - особо не вникаю в эти нюансы, всегда пристегиваюсь, ближний сразу после старта двигателя на автомате включаю.
Навигатор.
Всегда беру с собой. На нем залит свежий навител и igo primo. По Германии навителовских карт нет, там айгоу. Сносно работают обе системы. Можно также залить точки с радарами, но, как уже писал выше, перед ними всегда стоят предупреждающие знаки.
Точки, отели и прочее обозначаю еще дома, сверяясь по гугл-мэпу. Очень помогает, если по дороге едешь первый раз. Однажды просто спас, когда ехал в Греции ночью во время ливня, видимость была метров 10-15 впереди. Дорога узкая, не освещаемая, между поселков. Если б не точка поворота, никогда бы не нашел. Лучше брать свой, т.к. аренда его довольно дорогая. Где-то 10 евро в сутки, т.е. цена нового за неделю окупается. Плюс местные не всегда удобные. Например, в каком-нибудь ТомТоме или Навигоне еще разбираться надо, прежде чем получится что-то найти. Карты довольно подробные, можно передвигаться не только между городами, но и внутри городов - многие улицы указаны.
UPD: В настройках рекомендую указывать быстрый маршрут, а не короткий. Короткий может пролегать по проселочным дорогам или через паромы/переправы/мосты/тоннели. Например, в Швейцарии, задал на двух навигаторах точку, один предложил по магистрали 270 км, второй по обычным дорогам 170 км. Разница приличная. Вот только навигатор не сказал, что по короткой дороге находится тоннель, через который проехать можно только погрузившись в поезд и заплатив 30 франков. Поезд ходит по расписанию, ждать пришлось полчаса. В итоге ни по времени, ни по деньгам разницы никакой нет.
Выглядит это так:
Нарушения и штрафы.
Если не чудить на дороге, то никаких штрафов приходить не будет. Машину не стоит бросать вне парковки, парковку лучше оплачивать. Соответственно, самый распространенный штраф, как раз за парковку. Выписывает его не дорожная полиция, а муниципальная. Т.е. даже если поблизости нет полицейской машины, сотрудники муниципальной могут быть где-то рядом. Всякие проезды на красный не рассматриваю в принципе, не знаю что за это бывает. Превышение скорости - сугубо индивидуально в каждой стране. В Италии можно совершенно спокойно ехать +20 км, в Болгарии +50. Особенно там летают машины с российскими номерами, которых совсем немало. Еще одно распространенное нарушение у туристов - въезд в исторический центр города или зону ограниченного движения. Zona traffico limitata в Италии. На границе въезда стоит камера, которая снимает все машины и штрафует все, которые не в белом списке местных жителей.
Больше вроде нечего добавить. В год проезжаю несколько тысяч километров по Европе. Только на арендованных машинах. Если есть вопросы - велкам.
А @cyrexx ничего об этих подводных камнях не упомянул, и вообще с его слов все ровно наоборот выходит. Легко и просто.
по поводу пересечения границ, когда тыркалась в еврокар вроде или какой-то агрегатор, спрашивала, какие телодвижения надо произвести и сколько заплатить, чтобы в португалию смотаться при взятой в испании машине. ответили, что я "free to cross the border".
Цитирую Sixt (Германия, в остальных проблем тоже не должно быть)
Cross Border Rentals are allowed to the following countries - inclusive islands:
Andorra, Austria, Belgium, Denmark, Finland, France, Gibraltar, Great Britain, Ireland, Italy, Liechtenstein, Luxembourg, Monaco, Netherlands, Norway, Portugal, San Marino, Spain, Sweden, Switzerland, Vatikan City.
Cross Border Rentals are allowed to the following countries but not with Audi, BMW, Mercedes-Benz, VW, Porsche, Aston Martin and all Jeeps/Offroader:
Croatia, Czech Republic, Estonia, Hungary, Latvia, Lithuania, Poland, Slovakia, Slovenia.
Брал в июне машину у них для "Германия-Нидерланды-Бельгия-Германия", просто указал страны в форме бронирования.
выводы об общей практике я бы не стала делать, как в части "полная страховка (типа каско без франшизы) действует только в стране получения авто", так и в части "Обычная страховка работает в любом случае"
Across the border rentals :
are allowed into Austria, Belgium, Denmark, Finland, Germany, Italy, Luxemburg, Netherlands, Norway, Portugal, Spain, Sweden, Switzerland and the United Kingdom. Vehicles taken to the Channel Islands cannot benefit from any breakdown or accident assistance whilst being there.
Cross border card must be ordered during the booking procedure.
In case of offence against Cross Border & Territorial Restrictions all insurances lose their validity.
Жирным про страховку.
а если куда-то сами полезли на свой страх и риск - извините.
это полностью совпадает с моим видением ситуации и никак не подтвержает то, что вы написали в первом комментарии. хотя возможно я неправильно поняла тезис про "исчезающую" при переходе границы нулевую франшизу.
меня просто напряг факт возможности потери "нуля" на франшизе, до этого только пару раз в штатах в прокат брала, в пределах страны. так что вопрос про разобраться, а не "переубедить".
Выдадут ли мне новый вариант прав, если я например старый "потеряю"? И чего перевыпуск стоит?
Новые выдадут. Стоит это, кстати, 800 рублей пошлины.
А вот взять в одной стране, чтобы сдать в другой, как правило стоит очень негуманно.