Написать пост

OlegTar

Музей электротранспорта

В субботу я побывал в музее электротранспорта.
Нам рассказывали историю трамваев и троллейбусов Санкт-Петербурга.

Трамваи


Что я узнал, Питер стал только 27 городом, в котором появился трамвай.
Первые трамваи ходили со скоростью 18 км/ч и не останавливались на остановках, в них прыгали на ходу. Раньше любили дерево, поэтому трамвайчики были на 80% деревянные, в том числе их кресла.

Управление жуткое:

фото из википедии какого-то старого трамвая

Фото старого трамвая. Но тоже из интернетов.

Ручка “кофемолка” справа - это коробка передач, при том по умолчанию она заблокирована. Нужно повернуть реверсивным ключом, который похож на обычный гаечный ключ, и тогда можно ехать. Ручка справа тормоз. Штурвал - …. тоже тормоз, но механический, применялся в экстренных случаях.

Кондуктор всё время стоял, так как ручки были далеко разнесены друг от друга, и дотягиваешься до них только вытянув руки.
Ручка “кофемолка” жила в трамваях несколько десятков лет.



Также нам встретились приборы для вытаскивания билетов.


Пользователь сам оплачивает и сам крутит ручку, чтобы вытащить билет и оторвать. При том можно было вытащить сколько хочешь билетов, пока кондуктор не видит. Чем и пользовались искатели “счастливых” билетиков, вытаскивая целые ленты.

Компостер, милый мой компостер.


Напомню, что компостеры - это устройства, в которые вставляли билетик, и которые прокалывали его уникальным уникальным рисунком в зависимости от маршрута. Рисунок и мог быть числом маршрута.

Компостеры не меняли месяцами. Во-первых, их нужно открутить, разобрать, заменить рисунок. А потом ждать согласования у бюрократов. Чем и пользовались халявщики, которые собирали билеты от разных трамваев. Речь идёт о 50-60 годах

Так как, компостеры не менялись, то решили... менять трамваи на маршрутах, один трамвай перекидывали на другой маршрут. Однако, ушлые халявщики на потных стеклах писали какое число выбивает компостер, что давало сигнал другим халявщикам на улице сразу подобрать нужный билетик. Такой вот лайфхак.

Полы долгое время были деревяные в трамваях, а чтобы не скапливалась грязь, их делали ребристыми.

В 60-е рядом с местом кондуктора была небольшая перегородка высотой ровно 1 метр. Пассажиры ростом ниже метра проходили бесплатно. Когда ребенок своим ростом был около 1 метра, родители надевали на него шапочку, и говорили кондуктору: “Дык он же в головном уборе!”, намекая, типа, что он меньше 1 метра.

Самый длинный трамвай в 89-году. Записан был в книгу рекордов Гинесса.


Рядом с трамваем оказался москвич универсал, редкая модель. Его подарил музею какой-то инженер.


Троллейбусы


Это “Каблук”. В нём душно. Но кресла мягкие. Ездил в 30-х годах.


Троллейбус дизайна General Motors.


В нём окна-гильотины, которые открывались вверх, а на кочках они падали вниз и били по пальцам.


Этот троллейбус нашли в 1996 году, на каком-то огороде. Троллейбус использовался как сарай. Владелец не хотел его отдавать. Его выменяли только за... другой троллейбус. Так-то.


Потом мы прокатились на старом трамвайчике он громко визжал и кряхтел.
Зацените, как им управляют.



Много чего ещё рассказали, но я не буду отбирать хлеб у экскурсоводов.

Вывод


В старых трамваях и троллейбусах было тепло, комфорт и уют.

Если захотите пойти, то
адрес музея - “Россия, Санкт-Петербург, Средний проспект Васильевского острова 77”
Экскурсии в 10:00, 12:00, 14:00, 16:00 часов.

UPD: @horses поправляет: Только вот в трамваях не было никаких коробок передач. Не верно это так называть.

Да, это контроллер.
24 комментария 14нравится избранное
Tangerine
misha-aksenov
k102
Qwerty88
TrueNoName
Dretun
AndreyKo
ese
vamp756
mvcdev
Kalashmatik
scr1pt
Leviathan
Loi
  • Loi
    5 04 авг 2013 в 02:08
    Опять в СПБ ехать...
    • StamPit
      04 авг 2013 в 02:30
      А ещё бывший Варшавский вокзал.... Там вроде как даже голова от ЭР-200 в музее стоит.
      • baroleg
        14 авг 2013 в 13:26
        В самарском музее целый есть
        • StamPit
          14 авг 2013 в 14:05
          Не, тут уж я сфейлил: в самарском стоит 2 вагона и голова (судя по википедии - вагоны ЭР200-252, ЭР200-254 и голова ЭР200-107), а в питерском - 4 вагона. Блин, вот живу недалеко - а всё не дойти. Воистину, не стоит путать туризм с эмиграцией ))
          • baroleg
            14 авг 2013 в 14:16
            ))) Не удивительно, я сам в жд музее оказался только в этом году, хотя знал про него года 2 точно, все ни как дойти не мог. Да и полно еще всяких интересных мест
    • MaxKadett
      04 авг 2013 в 09:36
      есть ближе
  • mvcdev
    1 04 авг 2013 в 08:18
    >> Это “Каблук”. В нём душно. Но кресла мягкие. Ездил в 30-х годах.
    Сначала подумал, что ты лично в нем ездил в 30-ые :))
  • mvcdev
    2 04 авг 2013 в 08:29
    А у меня есть фоточки из Новосибирского музея железнодорожной техники. Кто-нибудь хочет целый пост про железных коней, которые как бы и не железные кони, но с другой стороны они вполне себе железные кони еще покруче тех коней, которым посвящен этот сайт?

    • Q2W
      04 авг 2013 в 09:47
      Это интересно.
    • Loi
      04 авг 2013 в 13:37
      Хотим, конечно
      • mvcdev
        1 04 авг 2013 в 13:42
        Думал @Loi будет в первых рядах среди тех кто скажет, что это не относится к автомобильной тематике :) А, впрочем, это неважно. Я уже решил, что на днях схожу в этот музей еще разок, обновлю фотки и постараюсь зафиксировать технические детали паровозов. Ну чтобы интереснее было.
        • Loi
          04 авг 2013 в 13:47
          Ну что ты, я люблю всякую-разную технику) Я вообще очень либеральна, на самом деле. Просто тот пост, по комментарию к которому ты составил обо мне такое мнение, действительно совсем мимо кассы прошел.
    • shoorick
      06 авг 2013 в 14:19
      На Южно-Уральской железной дороге есть действующие паровозы — в Златоусте. И где-то возле Муслюмово был ещё большой склад паровозов. А в центре дороги, в Челябинске — музей железнодорожной техники. Надо тоже как-нибудь обработать да выложить фотографии.
  • Q2W
    04 авг 2013 в 09:48
    А про техническую часть электротранспорта есть что-нибудь в этом музее?
    • OlegTar
      04 авг 2013 в 23:37
      Почти нет. В основном рассказывают, какие трамваи/тролейбусы были. И дают посидеть в них.
      • Q2W
        05 авг 2013 в 00:40
        =(
  • horses
    04 авг 2013 в 15:20
    Только вот в трамваях не было никаких коробок передач. Не верно это так называть.
    • osa
      04 авг 2013 в 16:15
      ну, командоконтроллер довольно страшное слово:) по сути большой переключатель коммутатор, ибо ставить сопротивление на такие мощности - это сначит поджарить вагоновожатую. переключение осуществлялось изменением схемы включения сопротивлений двигателя и способом включения самого двигателя. тяговы сопротивления сильно давно отапливали салон до кучи, но потом из соображений безопасности все вынесли на крышу. что у трмваев, что у траликов.
      • horses
        04 авг 2013 в 16:38
        Только в новых трамваях и троллейбусах они на крыше. Сейчас у нас до сих пор дофига ездит таких, которые внизу все.
        • osa
          1 04 авг 2013 в 17:04
          а у нас тралики переделаны. самопально.
          • horses
            05 авг 2013 в 12:17
            Что на верх закинули переделали?
            • osa
              05 авг 2013 в 13:11
              так точно, сопротивления на крыше. из-за этого зимой там холодно:(
    • OlegTar
      1 05 авг 2013 в 11:13
      поправил.
  • shoorick
    06 авг 2013 в 14:23
    До середины восьмидесятых по Челябинску активно бегали троллейбусы ЗиУ-5 (на ваших фотографиях это тот, который был сараем). А в автобусах использовались «приборы для вытаскивания билетов» — у нас их называли кассами.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.