Написать пост

osa
osa

Резервное питание

копипаст отсюда

Жена Карла Бенца, пионера автомобильной индустрии, в подобной ситуации просто купила в аптеке горючее средство от грызунов и, залив его в бачок, благополучно продолжила поездку. Бывалый же водитель на неизведанном маршруте положит в багажник хоть пластиковую бутылку с бензином – на всякий случай. Однако и на бывалого бывает проруха, когда в баке пусто, а до заправки еще пилить и пилить.


Бутан из баллончика через сопло газовой горелки поступает непосредственно во впускной коллектор.

Хорошо, если до очага автомобильной цивилизации недалеко прогуляться с канистрой. Но, предположим, не повезло – к услугам бедолаги только керосиновая лавка или сельпо да полуживой трактор в богом забытой деревне. Сценарий может быть и другим, суть одна – что можно залить в бак, когда нет бензина? Да так, чтобы, худо-бедно, про-ехать несколько километров. Это и стало целью нашего эксперимента.


Для чистоты эксперимента и удобства работы мы использовали «порционный» топливный бачок.

Чем можно поживиться на прилавке виртуального магазина? Лаки, краски, средства от насекомых и олифу исключили сразу – у нас не многотопливный танковый дизель. А вот керосин, дизтопливо, уайт-спирит, скипидар, пару сортов растворителей, ацетон и «незамерзайку» для стекол проверим. Последняя, кстати, на открытом воздухе горит замечательно, поэтому тушить пожар под капотом (а такие попытки нам известны) ею не стоит. Ну и, конечно, главный продукт российской глубинки – чистый, как слеза, самогон.


Если с собой баллон с пропаном – вам повезло, подводите газ во впускной коллектор и сможете неплохо ехать.

Только где его в Москве купишь! Поэтому загодя затерли брагу, из которой спустя положенный срок добыли настоящий первач. На вкус и букет – та еще сивуха, однако горит исправно, а бытовой спиртометр уверенно показывает 70°. А чтобы «подсластить» горькое питье, заготовили чистейшего медицинского спирта и – гулять так гулять – две бутылки абсента Tunel – 70-градусного, как уверяют знатоки, «лекарства». Забегая вперед, заметим, что все, что ниже градусом – водка, коньяк, портвейн – для мотора все равно что вода, на них он даже не чихнул.
И наконец, спецтест для дачников. Все, наверное, знают, что автомобильный двигатель охотно работает на сжиженном газе. Том самом, что продают в красных баллонах. Только для газа нужно специальное оборудование – редуктор, испаритель, смеситель и т.д. А нельзя ли обойтись минимумом – бытовым редуктором и шлангом, подающим газ из баллона прямо во впускной коллектор

Наш эксперимент подошел к концу. За его рамками осталось немало горючих жидкостей, потенциально пригодных для автомобильного двигателя. Например, гептил (ракетное топливо), нитроглицерин, жидкий водород, но вряд ли эта опасная экзотика доступна простому смертному. Но и те, что мы испытали, позволяют сделать вывод: автомобиль, оказывается, способен ездить не только на бензине, а проглотит почти все, что горит.

Тестовым автомобилем стала впрысковая «Нива». Измерительная аппаратура – мотор-тестер «Автоасс», косвенный показатель оптимальности топлива – продолжительность впрыска, а мощности – время раскрутки двигателя до 3000 об/мин (см. табл.). Но более интересными оказались все же не цифры, а личные ощущения. Проверить, как автомобиль поведет себя под нагрузкой, поможет пробный километровый пробег на каждом топливе. В эксперименте использовали и карбюраторный автомобиль. Кстати, спирт ему понравился куда больше, чем впрысковому.
Лить очертя голову в бензобак нашей впрысковой «Нивы» первую попавшуюся горючую жидкость было бы легкомысленно: а ну как не заработает? Поэтому установили на место запаски небольшой бачок со своим электробензонасосом и параллельную систему питания с двумя трехходовыми кранами. На чистоту эксперимента это не повлияет, зато при неудаче здорово сэкономим время на промывке штатной системы. А чтобы исключить смешивание нетрадиционного топлива с остатками бензина в рампе, предусмотрели предварительную прокачку этого коктейля в бак через «родную» магистраль «обратки». При каждой смене топлива рампу промывали новым образцом.



КЕРОСИН
На холостом «керосиновом» ходу двигатель никакого неудовольствия не выказывает – не дымит и довольно резво откликается на подачу газа. Разгон сопровождается легким детонационным звоном. Не угрожающим, но все же отчетливым – как будто в баке 92-й бензин, разбодяженный 80-м примерно на четверть. Но если не злоупотреблять динамикой, ехать можно, и не так уж плохо. По крайней мере, четвертая передача в коробке остается востребованной. Что ж, потеря мощности заметна, но не настолько, чтобы отказываться от керосина как резервного топлива. Заметим только, что после получасового остывания (на улице +22°С) повторный пуск на чистом керосине несколько затруднен, и вполне возможно, зимой этот фокус пройдет не столь гладко.


СКИПИДАР
На производной хвойной смолы мотор работает очень мягко – на детонацию нет и намека, пуск даже холодный, легкий и уверенный, а выхлоп пахнет… елкой. Забегая вперед, заметим, что по этим параметрам скипидар – пожалуй, лучшее жидкое топливо из нашего набора. Однако тяга двигателя заметно слабее, по субъективным ощущениям процентов на 20. Тем не менее как замена бензину скипидар вполне сгодится, а некоторая дороговизна по сравнению с бутилированным керосином и уайт-спиритом вряд ли сыграет роль при форс-мажоре.


РАСТВОРИТЕЛИ 646 и 650
В качестве заменителя бензина годны лишь условно. Резко упали обороты холостого хода – чтобы провести замеры, их пришлось поднять, подкрутив упор троса дроссельной заслонки. Длительность впрыска превышает 3,2 мс, а 3000 об/мин двигатель и вовсе не набирает. Разгоняется машина крайне вяло и на III передаче уже едва тянет при газе «в пол». Выхлоп – густой бело-голубой дым. К счастью, детонации нет, но каков расход! Кажется, топливо из бачка уходит на глазах – чуть ли не вдвое быстрее керосина.


АЦЕТОН
Ацетон показал себя чуть лучше, и хоть «холостые» по-прежнему едва держатся на минимально устойчивом уровне, выставленном для предыдущего топлива, едет «Нива» сносно. На горизонтальном участке уже можно включить IV передачу. Детонации нет, мотор работает мягко, почти не дымит. Но, видимо, из-за высокой летучести ацетон активно испаряется в горячей рампе, образуя паровые пробки. Двигатель время от времени приходится глушить и поливать рампу холодной водой. Ехать получается короткими перебежками. Двигатель раскручивается неохотно, а максимальные обороты едва достигают 4000. Расход столь же высок, как и растворителей. Впрочем, если других вариантов нет, то двигаться, худо-бедно, можно.


ДИЗТОПЛИВО
В чистом виде бесполезно – нет даже отдельных вспышек. После нескольких попыток пуска выкрутили свечи: обильно залиты соляркой. Повторную попытку делаем на смеси ДТ и 20% бензина – результат тот же. Последовательными приближениями находим работоспособную пропорцию – 1:1. Вполне приемлемо, учитывая, что даже в «пустом» баке плещется пара литров бензина. На этой смеси удается, наконец, пустить мотор и более-менее сносно проехать контрольный круг. Холостой ход – на «ацетоновом» уровне. По опыту знаем: после вынужденной работы мотора на такой смеси нужно обязательно проверить уровень масла в картере. Скорее всего, он вырастет за счет просочившейся в поддон несгоревшей солярки. Такое масло подлежит замене.


ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ
Вопреки ожиданиям, в впрысковом двигателе этот продукт ничем не прославился. Сносно можно ехать на передаче не выше третьей. Сказывается низкая теплотворная способность топлива и высокая скрытая теплота парообразования. Система впрыска, рассчитанная на более калорийное топливо, не в состоянии покрыть дефицит увеличением цикловой подачи, поэтому «газ в пол» противопоказан. В карбюраторном же моторе спирт вполне работоспособен. Отвернув бензопровод от карбюратора, выработали бензин из поплавковой камеры и подвели спирт из бутылки. Достаточно обогатить смесь удалось, прикрыв воздушную заслонку: еще лучше было бы установить жиклеры главной дозирующей системы наполовину большей производительности. Впрочем, этот прием давно известен.
Молва о движущей силе самогона на поверку оказалась сильно преувеличенной, но если выбора нет – доедете, особенно на карбюраторной машине.
Абсент, несмотря на заоблачную для топлива цену 1050 руб. за 0,7 л и 70%-ную крепость, двигателю не понравился. Какое-то время мотор поработал и вроде бы обнаружил желание ехать, но заглох, и вновь пустить его удалось только на бензине. Подозреваем, что содержащиеся в напитке добавки, образующие липкие потеки при высыхании, не очень-то полезны форсункам. Впрочем, на зеленого змия как топливо мы не очень-то рассчитывали.
А вот «незамерзайка» для стекол, бодро горевшая в банке при отборочных испытаниях, оказалась и вовсе бесполезна: мотор на ней не заработал.


ПРОПАН-БУТАН
Газ подаем во впускной коллектор через отверстие для шланга вентиляции картера. Оно будто специально для этого предусмотрено – диаметр чуть больше «кислородного» шланга.
Оказывается, заставить мотор работать на пропане – не проблема. Баллон с бытовым редуктором ставим в салон, шланг через окно заводим под капот, открываем вентиль, и мотор схватывает с первой попытки. Особенность одна – производительность редуктора невелика, поэтому при полностью открытом дросселе мотор беднит и мощности не развивает. На небольшой же нагрузке работает вполне приемлемо и обеспечивает уверенное движение на III передаче.
Примерно тот же результат дает корейский бутан в жестяных баллончиках (для походных газовых плиток), но есть здесь одна особенность. Несмотря на то, что баллончик с газом находился в жаре под капотом, корпус горелки, через которую бутан поступал в двигатель, покрылся инеем. Отметим, что забирали жидкую фазу (баллончик располагали вверх дном, а сам расход регулировали вентилем горелки) – газообразной для работы мотора было недостаточно. Иначе говоря, езда на бутане требует частых, через 200 метров остановок для согрева этого импровизированного редуктора, или придется придумывать способ его подогреть. Второе ограничение – масса газа в таком баллоне всего 220 граммов – этого хватит от силы на два километра. Тем не менее как запасной вариант езда на бытовом газе имеет право на существование.
копипаст отсюда
23 комментария 30нравится 40избранное
artspb
duxxlless
krusha
antoxa256
Templier
goldns
firej
kapion
Qwerty88
pelorus1302
angelform
Cresh
AlexSmall
muzhaos
Nikitian
Skotch
Delfi
Ruslan-s-tula
scr1pt
  • alex-shadie
    3 09 мая 2013 в 22:37
    однозначно в избранное
  • rusabakumov
    1 10 мая 2013 в 00:55
    Интересно как поведет себя не жигулевский двигатель
    • misha-aksenov
      1 10 мая 2013 в 01:40
      Мне кажется, если там стоит более менее современный ЭБУ он просто откажется работать на всех этих видах топлива
      • ATHeiSt
        10 мая 2013 в 07:37
        Нива впрысковая всё ж поближе к адекватным инжекторам - работает. Да и инжектору попроще в чём-то - он и зажигание подстроит и всё остальное...
  • Delfi
    10 мая 2013 в 10:06
    А последствия какие после таких экспериментов?
    • osa
      10 мая 2013 в 10:22
      не думаю, что особо критические, если не в постоянку ездить конечно, детонация только у керосина была. на спирту двигатель жиклерами только отличается. На смеси бензин+соляра сам ездил, отмывать изнутри нужно будет, но не критично. насчет растворителей пока ничего не могу сказать:(
      • slavakpss
        10 мая 2013 в 10:34
        вы не учитываете разный характер воспламенения и горения этих жидкостей - может быть большой нагар
        • osa
          10 мая 2013 в 10:57
          на чистом этиловом спирте нагара быть не должно C2H5OH + 3O2 ---> 2CO2 + 3H2O, да и эксплуатируется это топливо в малых двигателях в моделях. после самогонки нагар скорее всего будет, ибо кроме спирта содержит другие вещества.
          соляра+бензин, нагар есть, довольно большой, но после 10км поездки на этой смеси отмылся довольно легко. про остальные не скажу, не катался
    • osa
      10 мая 2013 в 10:27
      ах да, самогон только фильтрованый и через фильтры надо подавать, а то продукт натуральный, возможно выпадение осадка. а ром зря они лили, там сахара из тростника, они горению не способствует.
  • osa
    2 10 мая 2013 в 10:27
    буду ездить на скипидаре, пить джин, а в салоне елочку повешу с хвойным запахом.
  • osa
    10 мая 2013 в 11:04
  • horses
    2 10 мая 2013 в 12:43
    Пособие - как убить двигатель...
    Такое можно рискнуть на старой шохе, стоимостью в 30 тыс рублей, где вечером, если что, перебрать двигатель можно, или когда реально есть бутылка чего то этого, а ты посреди урала, где ближайшая деревня в ста километрах...
    • RealGun
      10 мая 2013 в 13:49
      лучше выпить эту бутылку...
      • horses
        1 10 мая 2013 в 21:31
        Ну если у вас бутылка растворителя, скипидара, баллон пропана, бутана или канистра дизтоплива для вашего трактора - выпить особо не получится.
        • slavakpss
          10 мая 2013 в 21:44
          зато вот если тормозухи бутылочка..... :)
          • horses
            10 мая 2013 в 21:45
            И чего ты будешь с тормозухой делать? Вот знаю от тосола человек умирает. А если тормозуху выпить, что происходит?
            • slavakpss
              10 мая 2013 в 21:52
              там же вроде смайлик стоит :)
            • slavakpss
              10 мая 2013 в 21:53
              просто тормозуха стала мемом по части употребления технических жидкостей
            • slavakpss
              10 мая 2013 в 21:54
              если тормозуха гликолевая (например залитая в большинстве жигулей "Нева"), то то же, что и от тосола
  • RealGun
    10 мая 2013 в 13:49
    хорошо когда кончается бензин, и включаются электромоторы... =)))
  • GloooM
    10 мая 2013 в 22:07
    А что происходит тем временем с бензонасосом который качает воздух по топливопроводу в форсунки?
  • stregok1
    25 июл 2013 в 16:13
    В баллончике вроде трубочка до самого дна идет,т.е они газ впускали а не жидкую фазу
    • f1203
      25 июл 2013 в 16:18
      Жидкая фаза, покинув баллончик (=низкое давление) мгновенно превратиться в газ.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.