Написать пост

ExtrimDrive

Ступенчатое и импульсное торможение - что это такое и когда применять?

Привет, Автокадабра! Наверняка у большинства из вас есть ABS, но что делать, если под рукой ногой этой системы вдруг не оказалось? Давайте посмотрим, как быть в таких случаях.


Ответ Михаила Горбачева, мастера спорта, автора многих книг по вождению автомобиля, члена Союза Журналистов:



- Ступенчатое или импульсное торможение, это когда водитель нажимает на педаль тормоза и тут же отпускает, то есть это последовательное нажатие на педаль тормоза. Такой вид торможения используется для предотвращения блокировки ведущих колес автомобиля. Естественно, такой способ торможения применяется на таких автомобилях, на которых нет ABS. Если на вашем автомобиле нет ABS, таким способом торможения автомобиля нужно овладеть, нужно его использовать на скользкой дороге, на мокрой дороге. Он значительно сокращает тормозной путь, а главное, можно подправлять автомобиль движениями рулем в момент, когда педаль тормоза отпущена. В этот короткий промежуток можно подправить автомобиль, в эту секунду он будет слушаться руля, потому что при нажатой педали тормоза автомобиль не слушается поворота руля. Если у вас руль повернут хотя бы на 1 градус, и вы ударите по тормозам, то у вас автомобиль начнет вращаться во время торможения, естественно, будет полностью неуправляемым. Этот эффект и натолкнул инженеров на изобретение системы ABS.

Ответ Александра Илюхина, мастера спорта, преподавателя кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСиТ:



- Понятен термин "прерывистое торможение"? Что это такое? Это сколько-то вы нажали на тормоз, сколько-то отпустили, сколько-то нажали и полностью отпустили. Очень хорошее эффективное замедление автомобиля.

У нас как-то проходила группа американцев на бронированных автомобилях из посольства, они спорили с нами. В Америке как учат: нажали на педаль - не мешайте машине работать! Приезжали потом с рулетками, мерили, когда мы их научили импульсно, прерывисто тормозить.

Это укорачивает тормозной путь, но должна быть только одна слагаемая ситуация, чтобы ваш капот автомобиля все время был прижат к дорожному покрытию. Если вы начнете тормозить импульсными движениями, 1 импульсное движение в секунду - вы раскачаете автомобиль, и тормозной путь удлинится.

Прерывистое торможение лучше всего укладывается в сигнал SOS. Давайте попробуем познакомиться, как это торможение выглядит.

У вас две руки на руле, ваша нога с педали газа уходит на педаль тормоза. Ваша задача уложиться в 4 импульса в секунду: раз-два-три-четыре! Сразу уберем ошибку: у вас не должны быть одинаковые импульсы. У вас может быть один длинный импульс, три коротких или наоборот - три коротких, один длинный.

Но бывают такие ситуации в жизни, особенно когда у вас критическое торможение. Вы нажали на педаль мощно, так профессиональные водители проверяют коэффициент сцепления на дороге.

Ваша задача научиться тормозить ступенчато. Вы нажали полностью - автомобиль не останавливается. Ваша задача - чуть снять усилие, чуть, не до конца, не прервать в пол. Не останавливается - чуть еще снять. Потом на педаль газа поставить ногу, потом - раз, в сторону! И ступеньками так вверх: хоп-хоп-хоп! С педали газа на педаль тормоза, чуть-чуть нажали, можно сильнее чуть-чуть, можно сильнее еще чуть-чуть. Остановился автомобиль - на педаль газа!

Можно ходить по ступенькам вверх, можно вниз, попробуйте правой ногой.

Ответ Антона Захарова, ведущего инструктора Центра Высшего водительского мастерства:

- Все эти виды торможения применяются в условиях недостаточного или невысокого коэффициента сцепления колес с дорогой. Эти все виды торможений в целом необходимы для того, чтобы повысить эффективность торможения и сохранить управляемость и стабильность автомобиля во время процесса торможения. Вот такой короткий ответ.

Актуально ли это торможение сейчас, в условиях практически тотального использования систем АBС на автомобилях? Да, актуально, потому что далеко не все системы АBС, вернее сказать, практически ни одна система АBС не обеспечивает достаточно хорошего замедления на очень скользкой дороге. Более того, даже в последних системах АBС, которые устанавливаются на автомобиле, эта программа была переработана, эти системы более дружественно относятся именно к импульсному торможению.

Если дорога очень скользкая, естественно, экстренное торможение в режиме импульсной работы педалью тормоза будет лучше и эффективнее. И, кстати говоря, мы это на наших занятиях показываем.

Если говорить о рабочем торможении, или, правильнее говорить, о каком-то среднестатистическом торможении, то здесь никакое импульсное торможение не нужно. Здесь вы тормозите более-менее постоянным усилием.

И в принципе, здесь система АБС очень хорошо подстраховывает от совершения каких-то грубых ошибок. Частота работы педалью тормоза при импульсном торможении зависит от конструктивных особенностей системы тормозов. Если у вас разные вакуумные усилители: один позволяет работать чаще, другой не дает такой возможности - вы будете тормозить реже. Соответственно, ваша задача обеспечить определенный режим торможения с учетом тех технических средств, которые находятся у вас, в данном случае, в ногах, между ногой и колодками, которые останавливают тормозной диск.

Точно также и система АBС. Когда вы работаете импульсами, на некоторых системах АBС импульсное торможение реализуется полным отпусканием педали тормоза и, скажем, большим усилием при нажатии на педаль тормоза. На некоторых системах АBС импульсное торможение реализуется более коротким нажатием на педаль тормоза и, может быть, неполным отпусканием. Здесь все опять же зависит от вашего автомобиля, поэтому необходимо, выполняя определенные упражнения, познакомиться со своей системой, которая у вас в автомобиле имеется и научиться правильно работать именно тем, что есть у вас, потому что одного рецепта нет.

Ответ Кирилла Папкова, инструктора школы водительского мастерства BMW:



- Если вы будете применять прерывистое торможение, т.е. дождавшись блокировки колеса отпустить тормоз и опять нажать, и опять отпустить. Так мы делали очень давно, на автомобилях без ABS, на Жигулях, чтобы сохранить маневренность автомобиля. Но поймите, что любое отпускание, ослабление тормоза - это увеличение длины тормозного пути. Этими прерывистыми торможениями вы увеличиваете возможное расстояние, отведенное на остановку.

Поэтому если задача остановиться, есть два варианта: либо служебное торможение, перед светофором, либо экстренное.

Прерывистое торможение, нужно чтобы уйти от столкновения или еще чего-то, если вы поняли, что остановка невозможна и скорость не успеете погасить. Тогда я скажу вообще отпустить тормоз и рулить, потому что без тормоза машина будет явно лучше маневрировать. Но для того, чтобы сохранять прямолинейное положение автомобиля придется немножечко потормозить прерывисто. Это нужно исключительно для автомобиля неоснащенного системой ABS.

Ответ Андрея Лунина, ведущего инструктора автодромной подготовки клуба "Экстрим-Драйв:



- Естественно применяется на автомобилях, не оборудованных системой ABS. Т.е. если у нас автомобиль, оборудованный системой ABS, то самым эффективным будет торможение от полного сильного нажатия на тормозную педаль.

Если у нас не оборудованный автомобиль системой ABS, то тогда как раз и надо применять ступенчатое торможение, либо прерывистое. Если мы просто нажмем на тормоз со всей силы, то это приведет к блокировке колес. Мы заблокируем колеса тормозными механизмами. Колеса пойдут юзом. Тормозной путь в этом случае будет удлиняться, до двух раз может удлиниться. Произойдет потеря устойчивости и управляемости автомобиля.

Если коэффициент сцепления будет разный под колесами, то произойдет еще и потеря устойчивости, автомобиль начнет разворачиваться, занос или вообще во вращение может перейти.

Соответственно, чтобы всех этих моментов избежать, придумали прерывистое торможение. Мы нажимаем тормозную педаль сильно, доводим колеса до блокировки и сразу же отпускаем тормозную педаль, разблокируем колеса, даем возможность снова провернуться колесам.

В этот момент, если автомобиль начинает куда-то рыскать или происходит потеря устойчивости, то рулевым колесом его корректируем. Снова нажимаем тормозную педаль сильно, доводим колеса до блокировки, снова отпускаем, снова нажимаем, снова отпускаем, а в момент растормаживания коррекцию рулем выполняем.

Ступенчатое торможение - это немножечко более сложный вариант. В ряде случаев он более эффективен, но сложнее выполняется.

Мы не полностью отпускаем тормозную педаль, там задача держать колеса на грани, чтобы максимально эффективно тормозить. Все это будет на грани потери сцепления колеса, т.е. надо исчерпать все возможности, но не дать ему все-таки заблокироваться.

Вот ступенечками этими и регулируем нажатие, тормозную педаль держим у тормозного усилия в этом пределе. Эта более сложная задача требует уже более длительных тренировок.

eXtrimDrive
17 комментариев 13нравится 6избранное
OlegTar
AlexSmall
SHakeR
basssist
MaxKadett
spiridon
Skotch
foreversmiling
kulakowka
negr55
lolwut
Boomburum
mpp181
  • andriano01
    12 фев 2013 в 15:00
    Хммм.
    Вот вам вброс
    "Он значительно сокращает тормозной путь"©

    Ёшкин кот, так всё же сокращает тормозной путь???
    • FiXIDeA
      12 фев 2013 в 15:18
      Забей, все зависит от...
    • lolwut
      1 12 фев 2013 в 15:30
      Подброшу еще: абс бывают старые - трех, а то и двух канальные. Довелось покататься на внедорожнике с трехканальной абс (спереди два датчика, сзади один - на редукторе) - эта зараза, при малейшей разгрузке хотя бы одного из задних колес вообще перестает тормозить задней осью. А при этом у нас вес под под 2 тонны.
    • LOTOSnnm
      12 фев 2013 в 15:47
      В данном контексте ОН это "Ступенчатое или импульсное торможение". И действительно, ОН уменьшает тормозной путь, по сравнению с "педаль в пол".
      • AlexSmall
        13 фев 2013 в 12:15
        +1
        Даже если есть АБС, использовать импульсное торможение полезно, потому что если научиться делать это с такой частотой, чтобы не давать колесам заблокироваться (на грани срыва), то это торможение будет гораздо эффективнее чем АБС, которое все-таки дает заблокироваться колесам перед тем как отмустить тормоз и следовательно имеет моменты когда машина не управляема и скользит(увеличивая тормозной путь).
  • EmmGold
    12 фев 2013 в 15:41
    в экстренной ситуации ещё сообразить надо ;)
    • Dar4eG
      12 фев 2013 в 17:33
      для того и нужен автодром.. чтоб сознание само автоматом работало.
    • bodan6666
      13 фев 2013 в 00:12
      Довелось на днях тормозить так на пустой трассе перед выехавшим грузовиком. Уходить вариант был только в сугроб.
      Дорога была довольно скользкой, но это стало понятно только при торможении.
      Со скорости 80 до 30 тормозил прерывисто.Настолько быстро как мог.
      После 30 до нуля - прижимая педаль до грани блокировки.


      Вывод для себя сделал такой:
      1.Нечего летать по трассе с неизвестным покрытием.
      2.Прерывистое торможение эффективно только когда дорога скользкая или мокрая
      3. Лучше тормозить на грани блокировки колес, слегка играя педалью.


      А вообще по себе знаю, что не в каждой ситуации быстро сообразишь что делать
      Тут как вариант выбраться на площадку и оттачивать мастерство до автоматизма. Пусть будет в ущерб покрышкам и тормозным дискам. но зато не будут тратиться важные секунды на раздумья о принятии решения.


      PS: Грузовика в итоге не догнал в зад( но там явно было видно, что он подставляется). Ушел на скорости 10 км в час в заснеженную обочину(благо сугробы не ледяные были) слегка не доезжая до него. Ущерба ноль, не побил, не поцарапал

      • f1203
        13 фев 2013 в 08:31
        ABS то был?
        • bodan6666
          15 фев 2013 в 20:07
          Нет, у меня ж Калина
  • pjslot
    1 12 фев 2013 в 15:56
    кто обучался в RBR тот всё это знает и умеет).
    • Leeemon
      1 12 фев 2013 в 16:30
      Red Bull Racing? O_o
      • lolwut
        13 фев 2013 в 00:46
        Richard Burns Rally
  • Nixx
    1 12 фев 2013 в 18:14
    теперь я понимаю зачем на w124 защита ДВС и передних рычагов из 2мм стали...
    • basssist
      12 фев 2013 в 19:40
      кстати, на фото, кмк, передний стабилизатор дико словил
  • uki
    13 фев 2013 в 00:21
    Заметила тут интересную вещь.
    Торможение в пол (при наличии ABS) иногда менее эффективно, чем плавное нажатие на тормоз. В первом случае срабатывает ABS, во втором колеса плавно, без блокировки зажимаются тормозами. В первом - тормозной путь длиннее.
    Наблюдала такое на обледенелых дворовых дорогах (без реагентов и песка), шипы. Удивилась немного.
    • AlexSmall
      13 фев 2013 в 12:19
      Тоже верно! Я себя приучил не бить по педали тормоза, чтобы не двавать импульса к срыву колес в сколжение. Всегда использую импульное торможение.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.