Моя летняя поездка на Кольский полуостров 2012 года
Кольским полуостровом я "заболел" сравнительно недавно, а именно случайно, наткнувшись в январе 2010-го на информацию о горнолыжном курорте в Хибинах. С тех пор я очень хотел попасть туда и в 2011 году с другом поехал 2 января на январские каникулы покататься на сноуборде, но это совсем другая история, но именно тогда я непременно захотел поехать туда и летом.
В итоге на Кольский полуостров я съездил 4 раза, два раза зимой и два раза летом, причем первый раз летом я съездил совсем один, но сейчас я хочу написать о последней поездке 2012 года. Надеюсь Вам будет интересно, извините красиво писать не умею, напишу как могу и помню
По дороге на Кольский
Летом 2012 я снова начал искать с кем поехать, но друзья и знакомые не могли,
или не хотели или боялись дальней поездки, тем более на север.
В итоге я начал искать попутчиков на сайтах и нашел семейную пару с 5 летним.
ребенком, которые тоже хотели побывать на Кольском полуострове, причем
именно на машине.
Для них это была первая дальняя поездка по России на машине.
Машинка у них старая, но как оказалось очень надежная, а именно 15 летняя.
субару импреза универсал, праворулька
С нашими машинами в итоге особых проблем в итоге практически не было, шишку на колесе.
у субару и оторвавшийся брызговик у меня я не считаю за проблемы:)
Кстати в первый раз использовал рации, крайне рекомендую в колонне, очень
удобно, особенно предупреждать сзади идущую праворульку, когда можно.
обгонять, когда нет:)
В итоге до поездки мы заранее встретились, пообщались, обсудили поездку, выбрали дату
отправки и поехали в 20 числах июля.
Так как я ехал один, часть вещей,а их было немерено, погрузили и в мою
машину, в итоге ехали оба битком забитые:)
Собирались изначально ехать через Вологду, причем я был за Ленинградку,
подозревая что Вологодская дорога летом будет очень разбитой, а они за Вологду.
В итоге поехали по Ленинградке, так как старт был почти из под Истры.
Также изначально ребята просили меня из за ребенка и неопытности езды
на дальняк остановиться на ночь через км 400-600, но к счастью мы проехали
в первый день выехав в 7 утра больше 1000 км, а именно доехали до базы отдыха после Кандопоги
на озере уже в Карелии, где заночевали за небольшую плату установив свои палатки
на ночь на территории базы. Дорога была более менее простая и не особо
интересная, долетели легко и непринужденно изредка останавливаясь
покушать, в туалет, да подзаправиться.
В Твери только пришлось подклеивать оторвавший на кочке
бампер на импрезе скотчем. Он уже был оторван до этого, на кочке добили
просто его.
На границе с Карелией и Мурманской областью есть замечательное место -
Полярный круг, где все останавливаются, завязывают веревочки для
загадывания желаний. Это конечно не Полярный круг, это всего лишь
населенный пункт такой. Вообще названия в тех краях очень интересные...
Дальше уже остановка на ночь была ближе к Мурманску в гостинице на трассе,
возле Мончегорска. В гостинице до нас по словам работниц останавливались
только в мае, да и это чувствовалось само по себе , пыль и сырость, но
в 2 ночи уже не хотелось искать место для палатки на ночь. Ну и на следующий день после второй ночевки мы доехали до Мурманска, закупили продукты, шашлыки, вино и поехали собственно к
основной цели, на Рыбачий полуостров, место откуда дальше можно только
вплавь добраться куда либо, место где почти кончается цивилизация, где почти нет связи и интернета, где можно нарваться на норвежский роуминг, где можно искупаться в водах Баренцева моря, то есть практически в северном ледовитом океане, где можно увидеть касаток,всплывающую подводную атомную лодку, морских котиков, огромное количество рыбаков, пеших туристов, джиперов, велосипедистов,памятники Великой Отечественной Войне, кучу
мошкары и комаров. Поездка в итоге получилось не маленькая, лично я проехал
около 6500 км, из них не менее 500 км по грунтовкам и совсем убитым дорогам, если конечно их можно назвать дорогой, даже немножко покатались в пустыне и по бывшим железнодорожным путям.
Я решил описать поездку частями, так как в итоге мы побывали кроме как на Кольском полуострове еще и на Рыбачьем и Среднем полуостровах, добрались почти до границы Норвегии, нужно было в военную часть завести передачу от родителей парнишки, который там служил, в Териберке, в Мурманском музее на базе Атомохода Ленин, в частном музее природы в тундре по дороге
на Ловоозеро, собственно в Хибинах и единственном в мире полярном ботаническом саду, в северной пустыне находящейся на восточной стороне Кольского полуострова.
на берегу Белого моря с аметистовыми берегами, в Соловках, в старом бывшем Карельском вулкане, в Рускеале с мраморными карьерами, в Вытегре в музее подводной лодки, на Ладожском озере и наконец Рыбинском водохранилище, точнее часть пути обратно я ехал уже один, так как с ребятами расстался в Соловках, потому что я уже был там до них позапрошлым летом.
Сорри за ошибки. Продолжение будет потом если конечно оно нужно...
Вездеходы
Вид с Рыбачьего полуострова
Подлодка
Баня
Дорога
Учения
Учения
Териберка
Закат на Териберке
Дымка
Кольский залив Белого моря
Радуга на Кольском полуострове
Железная дорога и радуга на Кольском полуострове
Залив у Кольской АЭС
Рыбаки Кольского
Шар военный радар
По дороге на Рыбачий полуостров
По дороге на Рыбачий полуостров
Закат на Баренцевом море
Катаясь по полуострову
Вид сверху на берег Баренцева моря
Два брата на Среднем полуострове
Два брата на Среднем полуострове
Средний полуостров
Средний полуостров
Берег с круглыми камнями
Урал, который мы наняли чтобы покататься на Среднем полуострове
Красная вода
Хрустящий камень с причудливыми формами
Голова акулы ?
Дорога к облакам
Заброшенный военный актовый зал
Пошли на взлет
Кораблик
Останки
Оставшиеся в Териберке
Териберка
Край баренцева моря
Субарик и Ваз
Каньон в Териберке
И здесь работа....
Закат
Комарики:)
Очень классный мох,по нему очень приятно ходить,мягко так
Вечерний вид в районе Териберки
Атомоход Ленин
Хибины
Хибины
Хибины
В итоге на Кольский полуостров я съездил 4 раза, два раза зимой и два раза летом, причем первый раз летом я съездил совсем один, но сейчас я хочу написать о последней поездке 2012 года. Надеюсь Вам будет интересно, извините красиво писать не умею, напишу как могу и помню
По дороге на Кольский
Летом 2012 я снова начал искать с кем поехать, но друзья и знакомые не могли,
или не хотели или боялись дальней поездки, тем более на север.
В итоге я начал искать попутчиков на сайтах и нашел семейную пару с 5 летним.
ребенком, которые тоже хотели побывать на Кольском полуострове, причем
именно на машине.
Для них это была первая дальняя поездка по России на машине.
Машинка у них старая, но как оказалось очень надежная, а именно 15 летняя.
субару импреза универсал, праворулька
С нашими машинами в итоге особых проблем в итоге практически не было, шишку на колесе.
у субару и оторвавшийся брызговик у меня я не считаю за проблемы:)
Кстати в первый раз использовал рации, крайне рекомендую в колонне, очень
удобно, особенно предупреждать сзади идущую праворульку, когда можно.
обгонять, когда нет:)
В итоге до поездки мы заранее встретились, пообщались, обсудили поездку, выбрали дату
отправки и поехали в 20 числах июля.
Так как я ехал один, часть вещей,а их было немерено, погрузили и в мою
машину, в итоге ехали оба битком забитые:)
Собирались изначально ехать через Вологду, причем я был за Ленинградку,
подозревая что Вологодская дорога летом будет очень разбитой, а они за Вологду.
В итоге поехали по Ленинградке, так как старт был почти из под Истры.
Также изначально ребята просили меня из за ребенка и неопытности езды
на дальняк остановиться на ночь через км 400-600, но к счастью мы проехали
в первый день выехав в 7 утра больше 1000 км, а именно доехали до базы отдыха после Кандопоги
на озере уже в Карелии, где заночевали за небольшую плату установив свои палатки
на ночь на территории базы. Дорога была более менее простая и не особо
интересная, долетели легко и непринужденно изредка останавливаясь
покушать, в туалет, да подзаправиться.
В Твери только пришлось подклеивать оторвавший на кочке
бампер на импрезе скотчем. Он уже был оторван до этого, на кочке добили
просто его.
На границе с Карелией и Мурманской областью есть замечательное место -
Полярный круг, где все останавливаются, завязывают веревочки для
загадывания желаний. Это конечно не Полярный круг, это всего лишь
населенный пункт такой. Вообще названия в тех краях очень интересные...
Дальше уже остановка на ночь была ближе к Мурманску в гостинице на трассе,
возле Мончегорска. В гостинице до нас по словам работниц останавливались
только в мае, да и это чувствовалось само по себе , пыль и сырость, но
в 2 ночи уже не хотелось искать место для палатки на ночь. Ну и на следующий день после второй ночевки мы доехали до Мурманска, закупили продукты, шашлыки, вино и поехали собственно к
основной цели, на Рыбачий полуостров, место откуда дальше можно только
вплавь добраться куда либо, место где почти кончается цивилизация, где почти нет связи и интернета, где можно нарваться на норвежский роуминг, где можно искупаться в водах Баренцева моря, то есть практически в северном ледовитом океане, где можно увидеть касаток,всплывающую подводную атомную лодку, морских котиков, огромное количество рыбаков, пеших туристов, джиперов, велосипедистов,памятники Великой Отечественной Войне, кучу
мошкары и комаров. Поездка в итоге получилось не маленькая, лично я проехал
около 6500 км, из них не менее 500 км по грунтовкам и совсем убитым дорогам, если конечно их можно назвать дорогой, даже немножко покатались в пустыне и по бывшим железнодорожным путям.
Я решил описать поездку частями, так как в итоге мы побывали кроме как на Кольском полуострове еще и на Рыбачьем и Среднем полуостровах, добрались почти до границы Норвегии, нужно было в военную часть завести передачу от родителей парнишки, который там служил, в Териберке, в Мурманском музее на базе Атомохода Ленин, в частном музее природы в тундре по дороге
на Ловоозеро, собственно в Хибинах и единственном в мире полярном ботаническом саду, в северной пустыне находящейся на восточной стороне Кольского полуострова.
на берегу Белого моря с аметистовыми берегами, в Соловках, в старом бывшем Карельском вулкане, в Рускеале с мраморными карьерами, в Вытегре в музее подводной лодки, на Ладожском озере и наконец Рыбинском водохранилище, точнее часть пути обратно я ехал уже один, так как с ребятами расстался в Соловках, потому что я уже был там до них позапрошлым летом.
Сорри за ошибки. Продолжение будет потом если конечно оно нужно...
Вездеходы
Вид с Рыбачьего полуострова
Подлодка
Баня
Дорога
Учения
Учения
Териберка
Закат на Териберке
Дымка
Кольский залив Белого моря
Радуга на Кольском полуострове
Железная дорога и радуга на Кольском полуострове
Залив у Кольской АЭС
Рыбаки Кольского
Шар военный радар
По дороге на Рыбачий полуостров
По дороге на Рыбачий полуостров
Закат на Баренцевом море
Катаясь по полуострову
Вид сверху на берег Баренцева моря
Два брата на Среднем полуострове
Два брата на Среднем полуострове
Средний полуостров
Средний полуостров
Берег с круглыми камнями
Урал, который мы наняли чтобы покататься на Среднем полуострове
Красная вода
Хрустящий камень с причудливыми формами
Голова акулы ?
Дорога к облакам
Заброшенный военный актовый зал
Пошли на взлет
Кораблик
Останки
Оставшиеся в Териберке
Териберка
Край баренцева моря
Субарик и Ваз
Каньон в Териберке
И здесь работа....
Закат
Комарики:)
Очень классный мох,по нему очень приятно ходить,мягко так
Вечерний вид в районе Териберки
Атомоход Ленин
Хибины
Хибины
Хибины
А в морях я конечно плавал,и в Белом и в Баренцево :)Холодно,но прикольно,они очень чистые,менее соленые чем Черное,что очень приятно:) Купание больше выглядит на забежал выбежал:)
В тот же день я связался с ними ,чтобы посоветоваться,можно ли туда доехать на легковом,автомобиле,они тогда посмеялись конечно надо мной посмеялись, посоветовав купить хотя бы уазик,но я в итоге доехал,правда до мыса в итоге я конечно не доехал, ввиду отсутствия физических возможностей у легкового автомобиля из за низкого клиренса,после 6 брода,где я залил салон автомобиля водой,проезжая бродыс разгону,пришлось развернуться.Причем если первый год я ехал на 13шке,с 14 дюймовыми колесами 185/60, тоесть с завышенном клиренсом,то в крайний раз я поехал уже с просветом 145 мм :,прошкрябав низ вдоль и поперек)
Так что итоговоя цель мною еще не достигнута и этим летом снова туда собираюсь поехать,взяв с собой дополнительно велик :)
Как же так? я бы каждые выходные бы катался туда хотя бы на рыбалку:)
а карты да позвонить спросить все было сделано за день до отъезда:) причем ребята в этот момент которым я звонил уже были по дороге обратно,я сначала хотел напроситься к ним:)
а поворот сразу после шлагбаума....:) и потом несколько десятков ужасной, но красивейшей дороги:)
Спасибо за наводку на дорогу,на память и впрямь незаметная отвороточка
а так да,квадроцикл идеален:)
Но не все так плохо =)
Самая чудесная пора все же по мнению многих жителей - август и сентябрь, когда все окрашивается в палитры желто-красно-золотое...
ну а вообще да,погода переменчива,когда ехал в первый раз на Кольский,утром 6 июля я проснулся от дикого холода,температура была +2 :) спал то я не в заведенной машине и не укрывшись,так как было тепло :) но погода меня не пугает:),если так расуждать то вообще не стоит выходить из дому:) В 2012 жарко не было,но солнышко все же нет нет да появлялось:)
Я лишь описал факт.
Также фактом является перманентно низко висящее небо.
Кстати! Вспомнил - друг повесил веб камеру, потому всегда текущую погоду в пригороде Мурманска - Североморске можно смотреть http://webcam.severnet.org/
Просмотрите архив и убедитесь.
а еще там белые ночи,сплошное удовольствие летом ехать ночью:)
Но есть же обратная сторона медали - Полярная ночь. А это уже компенсация за летнее веселье =)
в мае там не был,ну и смотря куда конкретно поехать собрались,на рыбачий однозначно не проедете,может будет даже еще снег, а если не будет то дожди сделают такие лужи, что машинка потонет :(
сольем оба комментария в один.
посеяли зерно сомнения, ставить-не ставить. с одной стороны в основном по трассам и летаю, но бывает и в городе вытанцовывать приходится
ну и так тяжко крутить эти колеса при парковке:)))
мне просто друг как то подарил две новых шины 185/60 и я их поставил сзади,а когда пришло время менять и перед,поставил такого же размера,и ужаснулся хрусту выезжая с шиномонтажки,наверное все таки не стоит ставить,тяжело и хрустеть будет,но зато конечно в колее асфальтовой идет очень ровно , зимой ставил стандарт 175/70 R13, так вешался по колее:(
ну и просвет радует,парковаться было совсем не страшно где угодно и проезжал спокойно там где проезжают невысокие кроссоверы-185мм:)
Я только сейчас понял когда начал вспоминать и описывать поездку ,что за две недели успел побывать много где,а когда ездил казалось не так много:)
А маршрут очень прост:) Для начала нужно определиться как Вы хотите поехать, если Вы из Москвы
через ленинградку проще,но мне не нравится ленинградка из за загруженности
Вологодская трасса пустая,красивая,но местами разбитая,расход на ней гораздо ниже получается , скорость более менее стабильная без постоянных разгонов и обгонов, плюс можно побывать в Вытегре в музее подлодки
Первый день - Москва-Вологда-Вытегра-Медвежьегорск,после чего можно искать место на ночлег, перед Медвежьегорском будут в лесах куча баз отдыха, цены и условия я не знаю,так как ехал я оба раза туда летом по Ленинградке и останавливались на ночлег до Межвежьегорска рядом с Кандопогой на базе отдыха у озера.
Причем первый раз летом я вообще на трассе остановился и заночевал в машине.
Ну а дальше уже уже как Вы вытянете по часам,сможете доехать до Мурманска или остановитесь пораньше.
Забыл еще один момент,нужно выбрать стратегию поездки туда
Я выбрал стратегию изначально доехать до конечной точки и уже потом на обратном пути захватывать все, что интересно по возможности,а можно наоборот,но мне кажется это чревато тем, что можно банально не доехать до конечной точки хотя бы из за нехватки времени:)
Доехав до Мурманска нужно обязательно закупиться и заправиться по полной ! Идеально взять с собой на всякий случай канистру, я брал оба раза,но к счастью оба раза не пригодилась,в итоге оба раза сливал уже в московской области :)
В качестве контрольных точек я бы выбрал Ярославль, Вологду, Вытегру, Медвежьегорск, Полярные Зори или Кандалакша,Мончегорск,Мурманск,Титовка-пограничный пост,ну и уже сами по себе полуострова Рыбачий и Средний. Это при условии выбора маршрута через Вологду и про дорогу только туда собственно.
Езда до полуостровов отдельная тема:) Помню только, что когда ехал в первый раз наткнулся на перекресток где ждал полчаса какой либо машины,а потом по свежести следов выбирал правильный поворот:) Поворот налево! Езда по этой дороге сама по себе интересна:) Перевалы,лужи,проезд через камни,красивый водопад,красивые виды,просто дух захватывает пока доберешься до побережья Баренцево моря.Я кстати ехал без карт в первый раз и без навигации:) Это уже во второй раз вооружился картами:)
Кстати,имейте ввиду без пропусков можно проехать через пост только гражданам России,гражданам СНГ нужно заранее выбивать пропуск.
А вот обратный маршрут у меня в этот раз получился достаточно длинный на фоне первого раза:)
После рыбачьего и среднего полуостров путь лег почти до границы Норвегии,после возвращение в Мурманск с посещением музеев, Териберка,точнее сперва ночевка в Мурманске,Териберка и снова возвращение в Мурманск для посещения музеев,далее маршрут пролег до Ловоозера,с попутным посещением частного музея в тундре,ночеква в Кировске,подъем на одну из вершин Хибин,тяжелейший проезд по каменной реке до Красивого водопада и базы спасателей,Кандалакша,200 км великолепной красной грунтовки,ночевка на аметистом берегу Белого моря,деревня с церковью сделанной без единого гвоздя и островом на котором пасутся плавающие коровы,Соловки,остатки вулкана Гирвас, Сортавала-Мраморные карьеры-Ладожское озеро,ну а дальше опять два варианта, либо возвращение по Ленинградке с возможностью заехать в Петрозаводск и дальнейшие попутные города,либо возвращение в Вытегру по ужасной 200 километровой грунтовке , что я и сделал ,и дальше возвращение домой через Вологду-Ярославль.....
Пока все,чуть позже напишу остальное:)
Самое главное,не стоит бояться ехать на легковом автомобиле,если конечно вы не боитесь поцарапать бампера и если у вас клиренс ниже 145мм:)
И еще с шиномонтажками там по дороге не очень:)
Пардон, а можно с Вами попереписоваться в удобное время не в комментариях?
Почта/скайп?
Спасибо.
Но за то 19-20 выезжаю снова и новая поездка поможет дополнить вспомнить прошлую:)
Желающие есть присоединиться?:)
а на рыбачьем сам удивляюсь про лесные пожары,откуда там лес то? если только по дороге туда:)
так точто ленин стоит в доке знаю,я за день до пожара успел попасть на него,там же сейчас музей
хотел попасть в порт пофоткать,но не нашел как..
Алешу разумеется видел,церквушку строящуюся в городе на пупке каком то тоже видел:) океанариум точно смысла нет смотреть,ну и в краеведческом музее был)жаль вот в порт нельзя:( еще вот где то наверху за городом памятник или строение оранжевого цвета есть,вот до него не доехал...
Буду или завтра или послезавтра, звони если что
был пеший да, доехали до озера малый вудьявр,до вытекающего из него ручья,только до него запутаться пока доедешь можно, куча дорожек,но доехать таки можно
используйте мапсми,там карты крайне хороши
дороги с бродами,броды безопасны,речки мы объезжали,благо объезды есть