Написать пост

honest

Автоэкспертиза: карданный вал


Автодилер на базе стандартной грузовой модели Hyundai сделал модификацию, для улучшения потребительских свойств. Удлинил раму, поставил дополнительный карданный вал, затем перегнал грузовик в Москву.

Одна московская транспортная компания купила этот грузовик и через два дня у машины отлетает карданный вал. Водитель в ближайшем автосервисе как-то прикручивает карданный вал подручными гайками и доезжает до дилера. Автодилер считает, что водитель грузовика виноват в том, что карданный вал отлетел. Транспортная компания считает, что виноват автодилер. Что показала независимая экспертиза?

Предлагаю всем желающим попробовать себя в роли автоэксперта, под катом результаты осмотра автомобиля.

Устройство карданной передачи

Для тех, кто забыл, что такое карданная передача и с чем её едят.


Это конструкция, передающая крутящий момент между валами, пересекающимися в центре карданной передачи и имеющими возможность взаимного углового перемещения, состоит из карданных валов, шарниров и подвесных подшипников. (с )Wikipedia

- На автомобиле Hyundai была установлена карданная передача, состоящая из трёх карданных валов, четырёх шарниров и двух подвесных подшипников.

Результаты осмотра

Гайка крепления первого кардана к фланцу КПП имеет следы от ударов острым предметом, предположительно зубилом.

Корпус второго подвесного подшипника значительно деформирован, резиновый демпфер имеет следы повреждений, подшипник сдвинут относительно корпуса.

Труба, соединяющая левый и правый лонжерон рамы в районе третьего кардана имеет полукруглую вмятину, на левом лонжероне заметен незначительный след от удара

После демонтажа четырёх болтов, соединяющих фланцы второго и третьего карданов, появилась возможность смоделировать движение закреплённого на одном шарнире третьего карданного вала, в результате чего следы повреждения на трубе и лонжероне рамы полностью совпали со следами на кардане.

Одно ухо фланца третьего кардана имеет заметный изгиб.

На привалочных поверхностях фланцев второго и третьего карданов отчётливо просматриваются отдельные блестящие пятна, а вокруг некоторых крепёжных отверстий круговые следы подъёма поверхности в виде кратера вулкана.

Подытожим

• Гайка крепления первого кардана к фланцу имеет следы от ударов острым предметом, предположительно зубилом.
• 2 подвесной подшипник деформирован.
• Уголок фланца третьего карданного вала деформирован.
• Блестящие пятна на сопрягаемых поверхностях фланцев третьего и второго карданных валов. Вокруг крепёжных отверстий фланцев подъемы поверхностей, как у кратеров вулкана.



Анализ результатов экспертизы


Результаты экспертизы опубликую чуть позже, отдельным постом. Желающие могут размять мозги, проанализировать дефекты и сделать экспертные выводы. Предлагаю проголосовать в опросе и ...пишите версии в комментах. :)

P.S. Это вот и Подробные результаты экспертизы
Кто виноват в повреждении карданного вала?
автодилер
75
72.8%
водитель транспортной компании
28
27.2%
проголосовало 103 пользователя
24 комментария 10нравится избранное
Boomburum
auroroman
Kalashmatik
LeshaGarmonia
mvcdev
alex-shadie
ExSoviet
Q2W
da
ivanovma
  • ivanovma
    2 07 сен 2012 в 12:11
    ждем продолжения
    • honest
      07 сен 2012 в 12:32
      Будет продолжение. :) Но сначала интересно инженерную логику увидеть, какие-то выводы о причинах повреждений.
  • Ke4
    2 07 сен 2012 в 12:40
    А можно взглянуть на то, как кардан крепился с паре? Вероятно "кустари" не рассчитали ход кардана относительно центральной оси вращения кардана во время работы подвески.
    • honest
      07 сен 2012 в 13:00
      что за "с паре"? Как один ко второму крепится? На 4 же фото.

      Я готов показать нужный ракурс, когда пойму о чём речь.
  • FullZero
    2 07 сен 2012 в 12:41
    Ну изгиб фланца и потертости, вероятно, говорят о том, что кардан в последние минуты держался на одном болте. Вмятина и вывернутый подшипник получилась в момент отрыва третьего кардана. А вот про удар зубилом не знаю, что думать. Кто угодно мог так гайку приложить.
    • honest
      07 сен 2012 в 13:13
      а версии, для чего гайку бить?
      • FullZero
        07 сен 2012 в 13:19
        Да хз, если честно. Чтобы лопнула, со временем, и улетела в далекие дали?
        • honest
          2 07 сен 2012 в 13:26
          Версия следующая. Так делают, что бы гайку законтрить, что бы гайка не откручивалась. Нет проблем открутить гайку, если тех.центр нормальный. А там был более-менее нормальный.
          • Shajtan
            07 сен 2012 в 13:31
            Честно говоря, слабо представляю себе, чтобы нормальный центр так контрил. Есть же самоконтрящиеся, в конце-концов. Либо гайку вертели вообще не там, а на том сервисе, где водила ремонтировался после поломки?
            • honest
              07 сен 2012 в 13:35
              есть самоконтрящиеся конечно, но я думаю, вряд ли гайку откручивали, вот моя мысль. Зачем её откручивать, если она вообще крепит первый карданный вал?
          • DaHTe
            07 сен 2012 в 14:07
            Только кернить, вроде, нужно болт, а не гайку.
        • Shajtan
          07 сен 2012 в 13:28
          Тогда не ту гайку бить надо - на битой особо нагрузки-то нету.
  • Shajtan
    1 07 сен 2012 в 12:56
    Ну, судя по всему, дилер накосячил - повреждения на фланце третьего кардана говорят о том, что он эксплуатировался с люфтом, следы подъёма вокруг отверстий - явно из-за "дрочева", которое может получиться только при наличии свободного хода. Возможно, не рассчитали с длиной дополнительного кардана - вынесли заднюю ось чуть дальше, чем можно было, потом притянули абы как, а на ходу рама всё-таки отыграла лишний миллиметр, долбя узел третьего кардана. Вообще, весь характер повреждений однозначно говорит о долгом процессе разрушения, что может быть обусловлено только косяками при сборке, так что водитель точно не при чём.

    Дальше картина такая - в какой-то момент болты тупо срезает, не все - последним остаётся тот болт, который сидел на кривом ухе. Из-за возникшего дисбаланса разбивает крепление второго подшипника, если бы болт продержался ещё чуть-чуть - снесло бы и его подвес до кучи, а так - последний болт отправляется в страну вечной охоты, второй вал остаётся в раздолбанном подвесе с рваной резинкой, а третий - радостно летит наверх, где встречает раму. Почему наверх - просто повезло так, срезало последний болт в нужный момент. Срезало бы в другой - улетел-бы вниз, на дорогу, там-бы словил камень, было-бы весело (хотя Разрушители Легенд проверяли, от выпавшего кардана машина не переворачивается).

    Вот только непонятно, кто и зачем по гайке зубилом молотил? Обычно зубилом лупят, когда совсем звереют от невозможности открутить - но кому надо было откручивать первый вал, когда все работы проводились с третьим... Может, просто говорит о плохой квалификации работников у дилера?
    • honest
      1 07 сен 2012 в 13:32
      Подробный анализ. Респект. А мог водитель на насыпь или холм этим подвесным подшипником долбануться?
      • FullZero
        1 07 сен 2012 в 13:39
        Это объяснило бы разбитый подвесной, но не четыре срезанных болта.
      • DaHTe
        07 сен 2012 в 14:01
        Думаю, соглашусь с Shajtan. Сам пришел примерно к такому же выводу.
        Единственно думаю, что разбить отверстия на фланце могло еще из-за не правильного диаметра/типа болтов.
        В идеале на болтах должна быть без резьбовая часть, равная толщине 2-х фланцев.
        П.С. От насапи или холма остались бы следы.
        П.П.С. Крестовины не клинило?
  • dbond
    07 сен 2012 в 15:28
    Гайки на колхозном кардане либо сами отвернулись, либо болты были недостаточной прочности, отчего их срезало. Скорее всего просто раскрутились гайки. Это объясняет зарубки на гайках первого кардана, в гаражном сервисе их просто хотели затянуть туже.
    Не понятно как компенсировалось продольное перемещение заднего моста относительно коробки, возможно этими усилиями порвало болты на фланце.
    Не известно делал ли дилер балансировку кардана это тоже важный момент.
    Может быть еще один вариант - груженный автомобиль где-то пробил подвеску на кочке и третий кардан встретился с трубой между лонжеронами.
    Вина дилера 146%.
    • dbond
      07 сен 2012 в 15:30
      Чуюю не зря слон на КДПВ, наверняка машинку перегрузили.
      • honest
        07 сен 2012 в 15:37
        на то она и грузовая, чтобы её грузить :)
  • shirixae
    07 сен 2012 в 16:42
    Мораль? Используйте ШРУСы, господа :)
    • dbond
      07 сен 2012 в 17:03
      Шрусы дорого. Мораль - имейте прямые руки.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.