Написать пост

horses

Как же все-таки нас "нагреют" на транспортном налоге

В предыдущей публикации (С акцизами на топливо, как и с транспортным налогом – тоже обман! ) я предпринял попытку разобраться в нечистоплотной игре чиновников с транспортным налогом, заложниками которой в очередной раз становятся автовладельцы. Не выходя за рамки школьной арифметики, были уличены в лукавстве придворные счетоводы – исполнители «политических решений».

Было выяснено, что увеличение на 1 рубль за литр акцизов на нефтепродукты полностью покрывает текущие поступления транспортного налога. Акцизы включаются в цену конечной продукции, за которую платят автомобилисты, и поступают в бюджеты из наших карманов – другого источника у акцизов нет.

Состоявшееся увеличение акцизов на 3 рубля за литр становится трехкратным, а в случае сохранения транспортного налога – четырехкратным обманом автовладельцев-налогоплательщиков. В качестве временного послабления федеральные власти приняли закон о снижение вдвое ставок транспортного налога. Однако московские чиновники, а вслед за ними и другие регионалы воспользовались своим «правом» проигнорировать их решение.

Вне зависимости от того, является это демаршем или предварительным сговором федеральных и региональных чиновников, расплачиваться за эти игры будут граждане России, для которых налоговое бремя возрастает в два, а впоследствии и в четыре раза.

Пикантность ситуации состоит в том, что своей позицией региональные чиновники демонстрируют неуважение к федеральным властям, которые, как бы к ним ни относились, но все-таки символы нашей общей государственности. Если же это сговор, то неуважение к российской государственности демонстрируют и сами «символы».

Подоплекой происходящего является перераспределение доходов консолидированного бюджета в связи с созданием очередной госкорпорации имени дорожного строительства, которую кто-то должен кормить. Разумеется, это не могут быть извлекающие сверхприбыль особо предприимчивые финансовые гении или примкнувшие к ним коррупционеры, которые сами кормятся из того же источника.

Как показано в предыдущей публикации, «дополнительные поступления» в консолидированный бюджет из наших карманов в несколько раз превысят поступления транспортного налога. Который, тем не менее, чиновники не хотят отменять. Это злоупотребление правом, злоупотребление по отношению к гражданам страны.

Не желает отставать от федеральной бюрократии и обновленная старая московская кратия. Ей удалось завысить транспортный налог в 2 раза по отношению к среднему по стране уровню, и она не собирается сдавать завоеванные позиции.

О структуре начислений по транспортному налогу в Москве можно судить из отчета по форме № 5-ТН Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, который можно скачать с сайта УФНС по ссылке. Аналогичный отчет по форме № 5-ТН по РФ в целом можно скачать по ссылке с сайта ФНС России.

Количество транспортных средств в Москве, по которым начислен транспортный налог за 2009 год (по сроку уплаты в 2010 году), без учета льготников составляет 3,19 млн. единиц. По ним начислен транспортный налог на общую сумму 13,9 млрд. руб., то есть в среднем 4 360 рублей на транспортное средство.

Аналогичные показатели по РФ в целом выглядят следующим образом: количество транспортных средств без учета льготников составляет 38,99 млн. единиц, по ним начислен транспортный налог за 2009 год на общую сумму 84,83 млрд. руб., то есть в среднем 2 176 рублей на единицу. Сравнение этого среднего по стране с московским показателем свидетельствует о том, что в среднем за свое транспортное средство москвич платит в два раза больше.

Это означает, что с каждого транспортного средства московское правительство получает вдвое больше доходов, и на каждое транспортное средство должно приходиться вдвое больше километров городских дорог, вдвое меньше пробок и так далее. Однако наблюдается обратная тенденция, в связи с чем возникает вопрос: куда уходят наши налоги?

Кроме транспортного налога, московский бюджет получает из консодидированного бюджета часть поступлений акцизов на нефтепродукты согласно нормативам их распределения между регионами. Эти нормативы определяются ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете.

В 2010 году между регионами распределяются все 100% поступлений акцизов на нефтепродукты, причем доля Москвы определена в 4,4232%. Бюджетом города Москвы на 2010 год предусмотрены доходы от поступления акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла из консолидированного бюджета РФ в сумме 6,95 млрд. рублей.

Согласно новому федеральному закону, в связи с возрождением дорожных фондов и созданием госкорпорации «Росавтодор», часть поступлений акцизов будет направлена в федеральный бюджет: в 2011 году по нормативу 30%, в 2012 году по нормативу 23%, в 2013 году по нормативу 28%. Соответственно между бюджетами субъектов Российской Федерации будут распределены в 2011 году 70%, в 2012 году 77%, в 2013 году 72% поступлений от уплаты акцизов.

При этом доля Москвы в 2011 году сократится до 4,4052%, а в 2012 году возрастет до 5,5633%, в 2013 году – до 5,9493%. Следовательно, в 2011 году от увеличения акцизов московский бюджет едва ли получит хотя бы 20% дополнительных поступлений, но что-то все-таки получит. В проекте бюджета Москвы на 2011 год, который пока доступен по ссылке на сайте Мосгордумы, предусмотрен рост доходов от поступления акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла из консолидированного бюджета до 8,27 млрд. руб., то есть на 19% по отношению к 2010 году.

Казалось бы, по логике не должны московские власти в 2011 году снижать транспортный налог, ведь они не получают компенсацию за счет роста акцизов. Но дело в том, что в 2011 году в городской бюджет поступит транспортный налог, начисленный за 2010 год. То есть в 2011 году поступит транспортный налог в полном объеме, и его компенсация не нужна.

А вот в 2012 году в московский бюджет поступит не менее 6 млрд. руб. дополнительных доходов от уплаты акцизов, что с учетом их роста в 2011 году составит их увеличение не менее чем на 7,32 млрд. рублей. Это соответствует 75% от запланированной в проекте бюджета Москвы на 2011 год суммы поступления транспортного налога, которая составляет 9,696 млрд. рублей.

Это означает, что даже завышенный в два раза транспортный налог будет на три четверти компенсирован дополнительным поступлением акцизов. Поэтому транспортный налог и в Москве тоже с 2011 года должен быть отменен, или, как минимум, снижен на 75% – до 25% действующих в настоящее время ставок.

В 2013 году дополнительные поступления акцизов в московский бюджет удвоятся, что перекроет в 1,5 раза поступления транспортного налога. Это означает, что к 2012 году транспортный налог должен быть отменен в безусловном порядке.

Основные аргументы московских чиновников против замены транспортного налога увеличением акцизов состоят в том, что поступления транспортного налога все время растут вследствие увеличения количества автотранспорта в Москве, поэтому поступления транспортного налога не будут компенсированы ростом поступлений от уплаты акцизов.

Однако, во-первых, очень даже будут компенсированы, как это и показано выше. Во-вторых, это проблема не граждан-налогоплательщиков, а городских чиновников, которыми транспортный налог в Москве завышен в два раза. Именно поэтому увеличение акцизов на 3 рубля за литр перекрывает поступление транспортного налога в Москве только в 1,5 раза, а не в 3 раза, как в среднем по стране.

В-третьих, рост автопарка приводит к росту потребления топлива и увеличению поступления акцизов, которое превышает возможный рост транспортного налога. Наконец, в-четвертых, аргументы чиновников не находят подтверждение в бюджете города Москвы. Рост поступлений транспортного налога в проекте бюджета на 2011 год (9,696 млрд. руб.) по отношению к бюджету Москвы на 2010 год (9,35 млрд. руб.) составляет всего 3,7%.

Если сравнить суммы поступлений транспортного налога в бюджет Москвы с тем, что начислено налоговыми органами (форма № 5-ТН), можно предположить, что собираемость транспортного налога не превышает 70%. То, что московские чиновники, формирующие городской бюджет, учитывают реальные цифры – это, конечно, хорошо. Но возникает вопрос: зачем нам нужен налог, который уплачивают, фактически, только добровольцы?

Надежды отдельных московских чиновников на рост поступлений транспортного налога в 2011 году на 20-30% за счет дальнейшего роста автопарка и повышения собираемости налога, скорее всего, останутся несбыточными. Повышение собираемости с помощью судебных органов также представляет серьезные проблемы. Как в связи с тем, что нужно подготовить и провести через суды сотни тысяч исков, так и в связи с тем, что доказать факт неуплаты транспортного налога довольно сложно, а издержки на его доказывание превысят возможный экономический эффект от сбора налога.

Другим асфальто-бордюрным аргументом чиновников против отмены транспортного налога является извечная нехватка денег на борьбу с пробками. Однако, во-первых, этот аргумент не имеет отношения к существу вопроса, поскольку действующий транспортный налог отнесен к имущественным налогам, уплата которых не связана с фактом использования дорожной инфраструктуры.

Во-вторых, в обострении проблемы московских пробок виноваты не автовладельцы. Во многом она создана искусственно. Если проблемой долгое время не заниматься или заниматься от случая к случаю, то при ее обострении можно занять весьма удобную позицию: проблема запущена, дайте денег, много денег на ее решение. Не дадим, потому что денег у вас и так достаточно.

Научитесь – и это в-третьих – эффективно их расходовать и контролировать нечистых на руку коррупционеров и прочих любителей легкой наживы. Иначе мы вас никогда не прокормим, и денег вам никогда ни на что не будет хватать.

Подведем краткие итоги.

1. Замена транспортного налога дополнительным увеличением акцизов на нефтепродукты невыгодна чиновникам тех регионов, в которых транспортный налог завышен по отношению к среднему по стране уровню. Однако следует ожидать, что против полной отмены транспортного налога сплотятся чиновники всех регионов – никто не хочет отказываться от легких денег. Слишком сильна привычка решать любые проблемы за счет поборов с населения.
2. В Москве транспортный налог завышен в два раза. Если в среднем по стране сохранение транспортного налога при увеличении акцизов на бензин на 3 рубля за литр приводит к четырехкратному обману налогоплательщиков, то в Москве – к пятикратному. То есть если сейчас москвичи платят в два раза больше, то в случае сохранения транспортного налога будут платить в пять раз больше того, что должны платить.
3. Доля поступлений транспортного налога в бюджете Москвы не превышает 1%, а его собираемость – не более 70%. С учетом льгот уплачивает налог только около половины автовладельцев, а попытки повысить его собираемость вызовут негативный социальный эффект, превышающий экономические выгоды. В связи с увеличением акцизов и ростом цен на бензин транспортный налог становится раздражающей социальной проблемой, примером крохоборства по отношению к гражданам, в связи с чем необходима его отмена.
4. Вне зависимости от того, является ли отказ московских чиновников снижать транспортный налог демаршем, результатом несогласованных действий или он произведен по предварительному сговору федеральных и региональных чиновников, конфликт их интересов при переделе бюджетных поступлений не должен разрешаться за счет граждан. Если же это игра с целью получения кем-то политических дивидендов, то обе «играющие» стороны политические дивиденды потеряют.
5. В связи с отказом региональных властей снижать транспортный налог, единственной законной возможностью для федеральных властей сохранить лицо и защитить интересы граждан является полная отмена транспортного налога. Согласно Налоговому кодексу РФ, законы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу. Таким образом, федеральные власти могут в любое время принять закон об отмене с 2011 года главы 28 Налогового кодекса, которой введен транспортный налог. Согласие региональных властей на это не требуется.
5 комментариев нравится избранное
  • KIL
    08 дек 2010 в 20:52
    Думаю для многих не секрет с самого начала, к сожалению
  • monolith
    08 дек 2010 в 21:19
    и что? что изменится если говорить об этом?
  • horses
    08 дек 2010 в 21:21
    @monolith А если не говорить, молчать: то тогда вообще никогда ничего не измениться и власти наши будут нас все жестче и жестче «иметь».
    Конечно же, другим, возможно, вариант страуса, который прячет голову в песок больше по душе…
  • monolith
    08 дек 2010 в 21:39
    @horses чо то мне кажется что это аналог бабкам у подъезда которые говорят но ничего не делают ;) Давайте президенту напишем, Дима впишется 100%
  • Dar4eG
    08 дек 2010 в 22:37
    как-то есть у меня чувство, что в следующем году я нихуя не заплачу транспортный налог…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.