Написать пост

Kakao

Вариатор или бесступенчатая трансмиссия, что это и зачем.

Листая автомобильные каталоги, многие встречали такую фразу: «На автомобиль устанавливается бесступенчатый вариатор». Или могли увидеть это словосочетание в таблице технических характеристик.
Что такое механическая коробка передач, знают все (кроме, разве что, американцев), к «автомату» тоже давно все привыкли (особенно американцы). А вот вариатор — зверь малоизвестный. А ведь он далеко не новинка.



Первый вариатор был придуман 1490 году не безызвестным Леонардо Да Винчи, а запатентован лишь в 1886 году. Первым массовым автомобилем с вариатором стал DAF 600, который впоследствии стал принадлежать Volvo за ним были Ford Fiesta и Fiat Uno.

Как говорит "Википедия" Вариатор - передаточное устройство между двигателем и движителем (колёсами, гребным винтом и т. п.), которое способно плавно изменять коэффициент передачи (отношение скоростей вращения ведущего и ведомого валов) во всём рабочем диапазоне скоростей и тяговых усилий.
Какова же основная идея?

Внешне находясь в салоне машины вариатор себя никак не выдает, тот же селектор передач, что и на автомате (P,N,R,D) те же две педали, но суть совсем в другом. У обычного автомата как и у ручной коробки есть фиксированный набор передач: 1,2...5,6 и т.д. Вариатор же лишен этого, можно сказать что количество передач вариатора близиться к бесконечности.

Как же это сказывается на автомобиле: нету привычных всем толчков при трогании и "переключении", если быть точнее то и самого переключения нет т.к. вариатор плавно изменяет передаточные числа в зависимости от скорости автомобиля.


Вариаторы бывают нескольких типов: клиноремённые со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные…



У него два шкива, каждый из которых сделан в виде пары конусов, обращённых острыми концами друг к другу. А между шкивами зажат клиновый ремень.



Теперь, если каждая из пар конусов может двигаться друг к другу и обратно, мы получим шкивы с переменным рабочим диаметром. Ведь при раздвижении конусов ремень, соприкасающийся с ними своими рёбрами, будет как бы проваливаться к центру шкива и обегать его по малому радиусу. А при сближении конусов — по большому радиусу.



Осталось только снабдить оба шкива системой (как правило, это гидравлика, но может быть и какой-то иной сервопривод), которая будет строго синхронно сдвигать половинки первого шкива и раздвигать половинки второго. И если один шкив находится на ведущем валу (который идёт от двигателя), а второй — на ведомом (который ведёт к колёсам), то можно организовать изменение передаточного отношения в весьма широких пределах.
Ну и не нужно забывать про узел отвечающий за направление вращения выходного вала (скажем обычная планетарная передача) для заднего хода и в целом готова коробка-вариатор.

Отдельный вопрос какой ремень используется в вариаторах, я думаю всем понятно что обычный резиновый или тканевой ремень вращающий генераторы и иже с ними, тут не пригоден.
Ремень в вариаторе имеет сложное устройство.
Это может быть стальная лента с неким покрытием или набор стальных тросов (лент) сложного сечения, на которые нанизано огромное число тонких поперечных стальных пластинок трапецевидной формы, края которых и контактируют со шкивами. Кстати, именно таким образом удалось создать толкающий ремень, передающий мощность не только той его половиной, которая бежит от ведомого к ведущему шкиву, но и противоположной. Обычный ремень при попытке передать сжимающее усилие просто сложился бы, а наборный стальной — обретает жёсткость.



А ещё в качестве клинового ремня может выступать широкая пластинчатая стальная цепь, соприкасающаяся с конусами своими краями. Именно такой «ремень» работает в вариаторах машин Audi.



Интересно, что для смазки цепи применяется особая жидкость, которая меняет своё фазовое состояние под сильным давлением, возникающим в месте контакта со шкивом. Благодаря этому цепь может передавать значительное усилие, практически не проскальзывая, несмотря на очень маленькую площадь контакта.

Как именно вариатор будет менять передаточное число при разгоне, зависит от выбранной программы управления. Если при разгоне на обычном автомобиле мы на каждой передаче раскручиваем двигатель, затем переходим на следующую передачу и так далее, то при наборе скорости автомобиля с вариатором мотор остаётся на одних и тех же оборотах (скажем, на оборотах, соответствующих максимальному крутящему моменту), зато плавно меняется передаточное отношение.

Это создаёт несколько странные ощущения. Жмём газ в пол, мотор выходит на большие обороты, да так и остаётся на них в течение всего разгона, воя как пылесос. Зато темп разгона — высокий, да и на переключения между ступенями время не тратится.

А ещё на некоторых машинах можно выбрать режим с несколькими «виртуальными» передачами (с 6 или даже 8), задаваемыми электроникой. Передачами, между которыми вариатор будет резко перескакивать, словно классическая коробка «автомат». Ещё в этом случае можно переключать «передачи» по собственному желанию. Как на «автомате» с ручным секвентальным (последовательным) режимом.

Но есть у вариатора и один существенный недостаток: малая мощность передачи. Поэтому на сегодняшний день при всех достоинствах вариатора, классические автоматы и механика встречаются гораздо чаще. На сегодняшний день самыми мощными машинами с вариаторами являются 200х сильная Audi A4 и 234 сильный Nissan Murano.

И не знаю можно ли отнести к недостаткам высокую стоимость обслуживания: каждые 100-150 тысяч вариатор может требовать замены ремня, да и масло стоит несколько дороже чем для автомата, но зато реже меняется: каждые 40-50 тысяч.
54 комментария 3нравится 3избранное
Q2W
CooPeriaN
TBC
  • ezdibokom
    18 авг 2010 в 18:35
    вот я и хотел тебя пустить только инвайтов у меня нет.
    Копипаста или сам писал?
  • Kakao
    18 авг 2010 в 18:40
    @ezdibokom чутка с вики, в основном картинки, а так из разных источников собрано.
  • Chevava
    18 авг 2010 в 18:50
    Отличная статья!
    Ещё варик ставится на Аутлендер XL (200 л.с.)
    Вопрос: малая мощность передачи -подразумевается проскальзывание ремня?
  • lenin122
    18 авг 2010 в 18:50
    @ezdibokom я тоже хотел, и тоже не было инвпайтов.
  • Kakao
    18 авг 2010 в 19:04
    @Chevava Да ограничения накладывает именно ремень, не могу правда сказать проскальзывание (т.к. в конструкциях некоторых вариаторов предусмотрен момент проскальзывания) или просто его надежность, но даже нынешние результаты достигнуты только благодаря новой конструкции ремня из набранных пластин.
    Интересная особенность ВКПП — возможность работы в аварийном режиме, без участия электроники. Если «мозги» вдруг откажут, нужно всего лишь отсоединить от них электрический разъем. Шкивы при этом займут положение, которое соответствует режиму «овердрайв», а троганье с места и разгон будут осуществляться только за счет пробуксовки муфты сцепления, сила смыкания дисков которой зависит от давления, развиваемого маслонасосом, а следовательно — от оборотов двигателя.
  • vanso
    18 авг 2010 в 19:15
    прекрасная статья. раньше недопонимал принцип работы, а теперь понимаю)
    аффтар, пеши исчо!
  • Parabellum
    18 авг 2010 в 19:25
    @Chevava и на пыжо 4007, который, собссна, и есть аут иксэль)))
  • Parabellum
    18 авг 2010 в 19:25
    спасибо! ))
  • zlo500
    18 авг 2010 в 19:48
    Хорошая статья, лови +
  • nooze
    18 авг 2010 в 19:57
    Спасибо автору за статью и тому, кто вытащил её из песочницы (где я её и прочитал)
  • RainbowDemon
    18 авг 2010 в 20:02
    «В массовое автомобильное производство пошел только в 1987 на Ford Fiesta и Fiat Uno.» а разве это была не Volvo 340 с ее Variomatic?
  • E001KX
    18 авг 2010 в 20:06
    отличная статейка!!! молодец
  • Typuk
    18 авг 2010 в 20:09
    Весьма ликбезно! Для меня до этого, стыдно сказать, вариатор был = МКПП :)
  • Kakao
    18 авг 2010 в 20:10
    @RainbowDemon Да закралась ошибка первым был DAF 600, который потом отошел вольво вместе с патентами.
  • Kalashmatik
    18 авг 2010 в 20:20
    Хорошая статья, автору + кстати да сразу вспомнились зависающие обороты на вариаторе :) зато какое приятное ускорение ммм :)
  • Frantic
    18 авг 2010 в 20:21
    На дизельных Реношках новых круто вариатор работает =)
  • Frantic
    18 авг 2010 в 20:21
    автору плюс =)
  • Varrkan52
    18 авг 2010 в 20:22
    Отличная статья! Очень просто написано и картинки помогают в понимании)
  • RainbowDemon
    18 авг 2010 в 20:28
    @Kakao Увы, я не застал DAF 600, а вот на 340 довелось покататься — это была одна из самых охренительных машин своего времени — задний привод, развесовка 50/50 (да, нечасто увидишь бюджетную заднеприводную машину с коробкой присобаченной к главной паре — обычно на каких-нибудь спорткарах), удивительная коробка — я тогда долго не мог понять как эта штука работает (интернетов-то не было) — было три положения селектора — вперед, назад и нейтраль, а дальше — просто дави на педаль. Причем задний ход был очень забавен — если хорошо давить на газ, то машина разгонялась до сумасшедших скоростей (по крайне мере на той машине, хотя может быть может был сломан ограничитель) — по озеру раскочегарили километров этак до 80, потом рука на руле дрогнула и метров 200 нас по льду крутило-вертело так, что потом облевались. А еще была имитация пониженной передачи. Короче, афигенная машина.
  • Kakao
    18 авг 2010 в 20:45
    @RainbowDemon ну чисто теоретически, при отсутствующем ограничителе, машину на вариаторе на заднем ходу можно разогнать до тех же скоростей что и при обычном движении, правда нужно еще найти того, кто на это рискнет.
  • RainbowDemon
    18 авг 2010 в 20:54
    @Kakao Ну мы, как настоящие русские, и попробовали это сделать, но первая попытка закончилась не совсем удачно, а на вторую смельчаков уже не нашлось.
  • horses
    18 авг 2010 в 21:05
    Молодец, пиши еще!
    Я бы вот послушал о принципах работы всех возможных «автоматов». Очень хорошо и понятно пишешь! Молодец!
  • autobotanik
    18 авг 2010 в 21:19
    очень интересно было почитать!
    побольше бы таких статеек — не надо будет покупать «популярную механику» — всё на кадабре будет сразу :)
  • FrISer
    18 авг 2010 в 21:33
    Отличная статья — молодец.
  • Primarius
    18 авг 2010 в 21:35
    браво
  • Kakao
    18 авг 2010 в 21:51
    @horses в ближайшее время напишу.
  • Varrkan52
    18 авг 2010 в 21:59
    @horses в википедии отличная статья про автоматы, но в некоторых местах просто взрыв мозга =)
  • throble
    18 авг 2010 в 23:50
    давным давно было разжевано (и с видео) на драйв.ру www.drive.ru/technic/2007/05/31/315551.html
  • Andy163
    19 авг 2010 в 00:00
    На так называемых ранее «скоростных» горных или менее распространённых исключительно спортивных шоссейных велосипедах катались, думаю, почти все. Суть та же =))) наглядный пример — поставить велик «на руль», т.е. колёсами вверх, крутить педали и, начиная с 1й передачи, переключать их до 21й/27й. =))))
  • Kakao
    19 авг 2010 в 00:14
    @Andy163 И получиться ручная коробка с 21/27 передачами.
  • Kakao
    19 авг 2010 в 00:18
    @throble Кто этим интересовался, я думаю нашел информацию уже давно, а кому-то проще прочитать статью на кадабре просто для собственного самообразования.
  • needto
    19 авг 2010 в 01:28
    @Andy163 кстати, видел на утюбе вариатор для велика, там ручка на руле плавно крутится и изменяет передаточное число. не уверен правда, что серийно выпускается, дорого вроде как.
  • Rodik
    19 авг 2010 в 01:43
    Вариатор, во-всяком случае на Honda Civic, Honda Mobilio, Toyota Fielder, Honda Fit ( что я катался) по ощущениям как троллейбус. То есть обороты 1500-2000, а стрелка спидометра прет и прет.
    На самом деле ( у меня, на Кольте, который тоже вариатор) по обслуживанию не так все кисло. Стартовый пакет, да, может выйти из строя к 100 тысячам, да и то, если не ухаживать, а сам ремень выдерживает и по 300-400 тысяч. Но это яповские вариаторы, на прулях, я не знаю, может, у леворуких как-то по-другому.
  • dimedrol
    19 авг 2010 в 05:36
    хорошая статья
  • KIL
    19 авг 2010 в 06:56
    Тут тоже не плохо теми же словами www.drive.ru/technic/2007/05/31/315551.html
  • ZakharS
    19 авг 2010 в 08:04
    @Kakao Отлично написано, спасибо!
  • ZakharS
    19 авг 2010 в 08:08
    По-моему, принцип очень похож на велосипед со скоростями :)
  • Tumyp16rus
    19 авг 2010 в 11:02
    Отличная статья!)))
  • Compatriote
    19 авг 2010 в 11:05
    @Rodik на самом деле все зависит от настройки, на некоторых вариаторах делают «виртуальные передачи» и эмулируется переключение скоростей и падение оборотов как при переключении на автомате.
  • Kakao
    19 авг 2010 в 11:57
    @ZakharS еще раз повторюсь, что скоростный велосипед это ручная коробка с большим количеством передач (21/27 да хоть 60). Т.к. там есть момент переключения, есть изолированные звездочки на которых находиться цепь, передаточные числа меняются не плавно, а рывком в момент перескока цепи.
  • DrHouse
    19 авг 2010 в 12:26
    от себя добавлю:
    1. Греется. На мурано, например, вместо туманок стоят два доп. радиатора для варика. В жару пару раз бывало что зависает на скорости 40-50 км/ч и не реагирует на газ пока не охладится.
    2. Муранофорум пестрит темами о выходе из строя вариаторов при пробеге от 40 до 100 тысяч километров. Месяцами ждут новых вариаторов, чтобы заменить по гарантии. Не плюс вообщем.
    3. Разгоняется, о да, как троллейбус. Плавно, оборотов выше чем в зоне 5000 не замечал ни разу. Затуп перед началом разгона конечно есть, но тут грешу на свой стиль езды, к которому вариатор никак не может привыкнуть(чаще — плавная езда по городу и трассе, и реже — ускорения, обгоны, торможения, ускорения)
    4. Автомат как автомат, все-равно ничто никогда не заменит механику в умелых руках.
  • DrHouse
    19 авг 2010 в 12:29
    @Rodik не по-другому, может выйти из строя и раньше)
  • Kakao
    19 авг 2010 в 12:30
    @DrHouse Это все конечно существенные минусы, но зато комфорт при езде гораздо выше чем на ручке. Но с другой стороны, ручка проста, надежна и ничем не уступает автоматам кроме комфорта.
  • grsl
    19 авг 2010 в 15:50
    @DrHouse Вариатор на Мурано, как я понял, это отдельная и больная для его владельцев тема… Ибо как только заходит речь о вариаторе, то достаточно часто находится то, который вспоминает именно про Мурано…
    На все вариаторы ниссановские косяки апроксимировать было бы не корректно…
  • grsl
    19 авг 2010 в 15:51
    @grsl *На все вариаторы, (ЗПТ)…
  • limitium
    19 авг 2010 в 17:09
    @Kakao Ручка для лохов и нищебродов
  • JGN
    19 авг 2010 в 18:11
    А тойота Приус тоже вариатор!
  • Kakao
    19 авг 2010 в 18:48
    @JGN Еще много машин на вариаторах, в статье я привел в пример только две самых мощных и тяжелых машины с вариатором.
  • ezdibokom
    20 авг 2010 в 09:52
    буду признателен за серию статей про коробки: робот, секвенталка, гетраг
  • limitium
    20 авг 2010 в 13:22
    @ezdibokom Открой гугл и не напрягай людей. Совсем уже обленились
  • ezdibokom
    20 авг 2010 в 14:59
    @limitium привет
  • Typuk
    20 авг 2010 в 20:05
    а в тралликах что?
  • dimon777
    20 авг 2010 в 20:17
    ездил на вариаторе на лансере, да, немного плавнее чем на простом автомате, зато в резком трогании с перекрестка он тупой как залупа.
    я не хочу обидеть саму систему, но вариатор пока еще в начале своего развития(первые автоматы тоже были пиздец тупые).
    что касается рывков и толчков при переключении, то на нормальной механике этого тоже нету, если правильно дозировать педали газ-сцепление.
    ну, а то что вариатор надежнее автомата-гон.
    ибо классический автомат(без + и -) уже давно изучен и доведен до совершенства, а вариатор пока еще нет
  • Phaeton
    29 авг 2010 в 00:43
    а что означает четырех или пятиступенчатый вариатор)) его что спецом так ограничили, чтобы были паузы-рывки при переключении и варьирование оборотов двига не на самых эффективных для мощности оборотах?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.