Написать пост

Hunter777

Ксенон — как явление колхоза и быдлоты. Или же ксенон в стандартную фару.


Ксенон пришел к нам недавно и получил большую популярность. Основное достоинство такого вида оптики — меньшее энергопотребление при ярком и мощном свете. Первая газоразрядная ксеноновая лампа для автомобиля была разработана фирмой Philips и носила имя D2S ®. HID-лампы (High Intensity Discharge) стали применяться в автомобильных осветительных приборах с 1992 года. Если для иномарок заводской ксенон чаще имеет температуру 4300K. При этом соблюдаются несколько условий — линзовая оптика, автокорректор и омыватели фар. Заводской ксенон имеет сертификаты одобрения автопроизводителей и EC.
Теперь же мы поговорим о колхозерах ставящих его в «отечественные ведра» и на иномарки различного калибра с стандартной оптикой. В сводной статье будет использоваться статья Максима Приходько и Геннадия Емелькина из журнала За рулем №12 2008, а так же информация с Volkswagen Technical Site. Приступим.
Совсем иная картина, когда ксенон ставят на автомобиль, чьи фары не рассчитаны на такие «прожекторы». Каждый раз, когда ночью встречный автомобиль бьет по глазам своими модными фарами, во мне закипает чувство праведного гнева. «Доколе?!» – возопили мы и решили встать на тропу войны. Вот только несколько цитат из прайс-листов фирм, занимающихся установкой ксеноновых ламп: «Это красиво, современно и стильно»; «Бережет ваши глаза при движении по слабоосвещенным дорогам»; «Ксенон – символ престижа!» Вы еще не бросились в магазин? Возьмите в толк: «Ксеноновый свет привлекает внимание других участников движения (!), следовательно, повышает вашу безопасность». Как, и теперь не соблазнились? Тогда учтите, что… «ксенон доступен каждому!» Самостоятельно устанавливать газоразрядные лампы вместо галогенных никак нельзя – не позволяют строгие требования к распределению светового потока. Даже незначительное, всего на 0,3 мм, изменение фокусного расстояния чудовищно искажает светораспределение. А ведь у такой лампы и другие характеристики иные. Чего уж ждать от фар после такой замены! Для перехода на газоразрядные лампы потребуется доработать конструкцию фары, а также дооснастить ее современным корректором света и мощным омывателем. Задача корректора – регулировать направление луча с учетом загрузки автомобиля. В фаре с галогенной лампой такой корректор есть, но положение луча корректирует водитель, вращая колесико на панели приборов, электрический моторчик лишь изменяет положение рефлектора в корпусе фары. Для современной ксеноновой фары такой уровень оперативности неприемлем. Мощный поток света необходимо корректировать быстро, чтобы не слепить водителей. В этом фаре помогают датчики положения кузова: например, не остаются незамеченными его отклонения при разгоне и торможении; время реакции – десятые доли секунды. Такая коррекция получила название динамической системы стабилизации.Грязь на ксеноновой фаре работает как отражатель и искажает направление пучка света, поэтому-то и необходим омыватель. Как ни удивительно, российский ГОСТ вообще не рассматривает омыватель как необходимую опцию!
Список дополнительных компонентов для «правильного» ксенона получается внушительным, поэтому и цена нового автомобиля с такими фарами обычно на 25–35 тысяч рублей больше. Самодеятельный же ксенон (преимущественно китайского производства) потянет всего на 2–4 тысячи рэ, еще столько же потребуется заплатить за установку Самое главное – ксеноновая лампа, установленная в обычную фару, светит как прожектор: нет привычных светотеневых границ, и ручной корректор здесь бессилен. Вот отчего автомобиль с такими фарами просто-напросто ослепляет встречных водителей. В случае, если вы стали жертвой ксенона и перестали видеть, постарайтесь остаться в своей полосе, включите аварийку и снижайте скорость медленно.
Почему все-таки ксеноновая самодеятельность так популярна? Может, органы правопорядка не очень строги к подобным шалостям? Или дело в недостатке культуры поведения (главное, что мне лучше видно, а до остальных нет дела)? Или в неуемном желании быть не как все? В ходе наших ночных бдений мы не раз слышали от законопослушных граждан, что «ксеноновые колхозники» просто достали и сил уже нет моргать им дальним светом – все равно не помогает! Интересно, сколько ДТП из 156 тысяч, зарегистрированных за январь – сентябрь этого года, произошло из-за того, что водителей ночью в буквальном смысле ослепили? Такой статистики нет… Вадим Нистратов, руководитель группы конструкторских разработок ООО «Аутомотив Лайтинг»: Есть правила ЕЭК ООН № 37 и № 48, по ним в России и проверяют работу светотехники. (Ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». – Ред.) Грязь, попавшая на рассеиватель, искажает светораспределение. Штатные фары при условии, что они отрегулированы и оснащены лампами должного номинала от надежного производителя, гарантируют хорошее освещение на дороге, чего не скажешь о всевозможных китайских поделках. «Ксенон из магазина» – это нонсенс. Это по своей сути тепловозный прожектор, ослепляющий встречного водителя. Кстати, водители часто оттирают поликарбонатный рассеиватель от пыли и грязи сухой тряпкой, царапая его. Делать этого нельзя. Царапины искажают световой ручок. Такой слепит встречных. А с мощным ксеноном еще хуже
Далее довольно интересные размещения пользователя Hysteresis с сайта VTS:

«Ксенонщиков», которые, допустим, пристроятся сзади и, волей-неволей, я предпочитаю пропустить такого придурка, чтобы иметь больше шансов увидеть какого-либо другого придурка в зеркала заднего вида. Но, как я обратил внимание, очень много дорогих иномарок в Питере ездит просто с дальним (хотя ксенон у них и заводской). Есть идиоты, что и не на «ксеноне» умудряются слепить дальним, хотя их значительно меньше. Очень много тех, кто выполняет «3 завета слепящего ксенона»:
1. Использование ламп, выполненных с низкой точностью (а чаще всего цоколи лепять «просто так», лишь бы в фаре держалась). Таких ламп много, так как много желающих сэкономить.
2. Использование корейских и китайских ламп с цветовой температурой 6000-12000К. Таких тоже много, как и идиотов обеспечивающих спрос.
3. Установка самостоятельно без каких-либо проверок и регулировок. Главное «понты», — всё равно, ведь, ярче светят чем прежние, — этому и радуются. Следует отметить, что довольно хороший результат можно получить и на фаре с линзой Френеля, если установить в неё газоразрядную лампу с цветовой температурой 3500К, или, в крайнем случае, 4300К. А «дальше» лучше не экспериментировать.

Дело в том, что любая линза (в том числе и Френеля) по-разному преломляет электромагнитные волны разной длины волны. Стеклянные линзы в воздухе сильнее преломляют синий/фиолетовый/ультрафиолетовый свет, слабее преломляют жёлтый/красный. Угол преломления находится В ПРЯМОЙ ЗАВИСИМОСТИ с длиной электромагнитной волны.
Инфракрасный 750-950 нм.
Красный: 630-700 нм.
Жёлтый: 560-620 нм.
Зелёный 520-540 нм.
Синий 440-500 нм.
Фиолетовый 380-410 нм.
Ультрафиолетовый 340-380 нм.
Жёсткий ультрафиолет 260-330 нм.
Для чего я забиваю Вам голову этими цифрами, — а вы читайте дальше и поглядывайте в табличку. Надеюсь такая «физика на пальцах» поможет понять Вам «почему ксенон слепит». Оговорюсь, что цифры привёл по памяти, так что они на 20-30% могут отличаться от общепризнанных классификаций цвета. Но эти цифры позволят Вам примерно представлять то, «как работает закон преломления на границе сред», то есть Вы наглядно поймёте на сколько это существенно — различия спектра источника света, если поверите, что электромагнитная волна(ЭМВ) длиной волны 100нм. преломляется на угол вдвое больший чем ЭМВ длиной волны 200нм. То есть 200нм ЭМВ преломляется «хуже», нежели 100нм.
Энергия электромагнитного излучения лампы накаливания (сейчас речь идёт об обычной автомобильной «галогенке»), в основном сосредоточена в диапазоне 570-670нм. Есть немного в зелёном спектре и побольше в инфракрасном. Так же совсем немного присутствует излучение в синем, фиолетовом и ультрафиолетовом. При этом энергия синего, фиолетового, ультрафиолетового излучения составляет менее 20% от энергии всего излучения. А с учётом теплового (инфракрасного) излучения, которое мы не видим, относительно оставшегося, синий, фиолетовый и ультрафиолетовый спектра очень малы по своей энергии. В обычных лампах накаливания этот спектр излучений, вообще, ничтожен, поэтому они и смотрятся "«совсем жёлтыми».
Цветовая температура, по своей сути, показывает баланс энергии разных цветовых спектров. «Жёлтый» свет обычной лампочки, что у Вас на столе — 1200-1600К. А «галогенки» — 2100- 2700К. Избранные галогеники (Philips Vision Plus) имеют цветовую температуру порядка 3500К. Что Вам могут сказать эти цифры? Да то, на какую «расчётный диапазон длин волн» опираются конструктора при расчёте оптической системы головного света. При этом они могут быть уверены, что синий/фиолетовый/ультрафиолетовый спектры тех ламп, которые будут вставляться в их фары будет ничтожно (в необходимом приближении) мал по сравнению с диапазоном длин волн 570-670нм. Чем дешевле лампа, тем большая часть энергии спектра сосредоточена в районе 640нм и меньше высокочастотного спектра, корректирующего цветовую температуру. На колбы некоторых ламп, чтобы изменить соотношение энергии спектров красно-жёлтого с синим, наносят синий фильтр, блокирующий часть жёлто-красного спектра, тем самым увеличивая процентную долю синего.
Энергия ЭМИ газоразрядной лампы (из тех, что можно установить в фару) в основном сосредоточена… А вот здесь всё зависит от соотношений концентраций газов и ионов металлов, что находятся внутри колбы. Кстати, одним из основных преемуществ газорязрядных ламп является то, что их излучение в области инфракрасного спектра крайне мало (они мало греются). Как не сложно догадаться «здесь всё наоборот», — производители стараются (Philips, Osram и прочие «нормальные») увеличить долю красного и жёлтого спектров, чтобы сделать общее спектральное распределение более равномерным. Так же производители борятся с ультрафиолетовым и жёстким ультрафиолетовым излучениями.
Проще всего сделать газоразрядную лампу с максимумом излучения в зелёно-синем спектре. Отчего же не делают уважающие себя производители таких ламп? Так покупать же не будут, — нормальному потребителю равномерный спектр подавай, чтобы на спектр солнышка был похож. Где и синего и жёлтого и красного и зелёного ПОРОВНУ. Равномерный спектр сделать крайне сложно. Такие лампы имеют очень высокую цену и очень ограниченный срок службы (применяются в проекторах для презентаций, в студийнов освещении, освещении прилавков дорогих торговых площадей и т. п.) Но у нас народ (особенно молодый «гонщеги») ненормальный. Поэтому на удивление, дешёвые китайские и корейские газоразрядные лампы с плохим балансом спектра в России продаются ОЧЕНЬ ХОРОШО. В чём особенность этих ламп? Ка я уже упомянул, — большая доля ультрафиолетового и фиолетового излучений, что «сдвигает» цветовую температуру ближе к 8000К. 12000 сделать тоже сложно, — дело в том, что при большой концетрации паров ртути (которые отвечают за излучение коротковолнового видимого спектра) значительно увеличивается ЖЁСТКОЕ ультрафиолетовое излучение, что само по себе «уже не смешно» и даже китайцы не хотят лишать людей зрения. Правда не все китайцы столь гуманны… Вообщем приходится подбирать хитрые комбинации газов паров металлов, которые лидеры данной промышленности и не думали подбирать (какому дураку нужно 12000К искренне удивится любой инженер Philips).
Какое стоит сделать промежуточное резюме — «ксенон» что сейчас популярен у «сракеров» имеет цветовую температуру 8000К и выше. Чем выше — тем хуже, потоу как только цветовая температура «переваливает» за 5500К, уже не только красный, жёлтый и фиолетовый называются «корректирующими» спектрами (выправляющими цветовую температуру), но и зелёный. А основная энергия излучения «уходит» в долю ультрафиолетовый-фиолетовый-синий. То есть максимум излучения перемещается с 530-560нм (напомню, что у «галогенок» 570-670нм) в область 380-450нм. А самые «отчаянные сракеры» пробивают сумрак с лампами 12000К, максимум энергии спектра которых приходится на 330-440нм, что, на близки расстояниях (менее метра), уже крайне опасно для зрения. А теперь сравним спектр ламп «точилы» классического «сракера» со спектром заводской «галогенки»: Галогеновая лампа накаливания: максимум излучения в диапазоне 570-670нм.
Газоразрядная дешёвая лампа 8000К: максимум излучения в диапазоне 380-450нм.
Теперь как в школе посчитаем среднюю длину волны. «Галгенка»: 620нм.
«Ксенон»: 415нм. Таким образом, подводя итог, Вам теперь стало понятно, что «ксенон» преломляется в 1,5 сильнее, нежели «галоген», что очень значительно.

Не буду вдаваться в физику, но сделаю важное заключение: Производитель оптики вряд ли рассчитывал отклонение основного параметра источника света ± 50% Конструирование линз френеля подразумевает расчёт для определённого диапазона длин волн, использование соответствующих материалов. И при всём при этом, даже при очень точном расчёте и последующем качественном производстве стекла фары, всё равно контрастность перехода свет-тень световой границы фары с линзой френеля заметно хуже конрастности границы фар с гладким передним стеклом (так пучок формируется полностью металлической поверхностью рефлектора) или же «линзованной» фарой (в ней установлена одна линза, а верхнюю часть пучка диафрагмируется непрозрачной шторкой).
Для тех «ксенонщиков», кто наткнётся на этот на мой «опус» напишу нижеследующее:
В газоразрядных лампах большой цветовой температуры довольно значительная часть спектра излучения находится в области фиолетового и ультрафиолетового излучения. Таким образом световой поток, испускаемый этой лампой, заметно меньше чем световой поток ламы со «стандартной» цветовой температурой 4300К. К этому все следует добавить, что, за счёт вышеописанных физических процессов, свет фар с лампой большой цветовой температуры создаёт больше бликов на мокром асфальте, лучше (а для водителя хуже) рассеивается в снегопад или в тумане. Хорошие противотуманные фары делаются с жёлтым светофильтром, — за счёт понижения цветовой температуры («срезанию» коротковолнового видимого спектра) водитель получает лучшую контрастность освещаемой дороги в тумане, за счёт того, что больше света, отражается именно от объектов на дороге и попадает в глаза, нежели света, отражающегося от тумана, который играет роль «шума» для нашего зрения. Устанавливая в фары 12000К «ксенон» Вы увеличиваете долю шума в приходящей в Ваш глаз «картинке». Понятно что и других Вы слепете больше по тем же самым причинам.
34 комментария 3нравится 3избранное
ilyxa
justtoxa
kyler
  • inemo
    19 апр 2009 в 22:35
    Ставьте дополнительно корректоры и омыватели фар (например, mobylight.ru/index.php?pid=63) и будет вам счастье.
  • Necro
    19 апр 2009 в 23:27
    Спасибо за статью! Как же достали эти колхозники с гей-ксеноном, особенно ночью на неосвещенной трассе…
  • 16valve
    20 апр 2009 в 00:39
    Спору нет, выглядит красиво на наших отечественных тазах, но все же слепит. особенно неприятно когда через зеркало бокового вида слепит прямо в глаз!
  • DeMark
    20 апр 2009 в 00:53
    @16valve это выглядит смешно.
  • Akhar
    20 апр 2009 в 00:58
    Ваш пост огорчает жителей сельской местности.
  • Akhar
    20 апр 2009 в 00:59
    @Akhar Они-то ни в чём не виноваты!
  • DeMark
    20 апр 2009 в 00:59
    @Akhar и половины Москвы с Питером.
  • Hunter777
    20 апр 2009 в 02:50
    @inemo Прочитай текст для начала, а потому умничай! Даже сервис-центр VW рассказывает обратное.
  • Hunter777
    20 апр 2009 в 02:52
    @Akhar В каком месте?
  • vamp756
    20 апр 2009 в 08:59
    @DeMark почему смешно?
  • DeMark
    20 апр 2009 в 12:06
    @Hunter777 правда в Питере был всего лишь 3 дня, но заметил не мало таких вот 10 — 99. или мне показалось?
  • rapuk
    20 апр 2009 в 13:47
    У меня стоит 5000К белого цвета ксенон на штатных местах. Настраивал световой поток по прибору на сервисе. Катался на другой машине впереди своей, ярче чем обычная, но не критично(всякие бэхи Х5 и крузаки со стандартной оптикой и противотуманками слепят не хуже). Протираю в плохую погоду. Вот такое я вот говно с гей-ксеноном.
  • Ell
    20 апр 2009 в 13:49
    @rapuk Печальная история.
  • DorBer
    20 апр 2009 в 14:10
    @Necro Моргаешь им, моргаешь, а они еще и дальний врубают…
  • rapuk
    20 апр 2009 в 14:17
    @Ell Да я к тому, что даже зная физику света и подозревая(точнее зная), что могу приносить другим неудобства — я не буду отказываться от ксенона. И я думаю не найдется таких людей. Лично меня бесят исключительно хозяева отечественного автопрома, которые ставят себе колхоз. Иномарки «так сильно» не слепят. Но это лишь мои наблюдения и вы можете причислить меня к их числу(колхозеров), если вам это доставит удовольствие.
  • Ell
    20 апр 2009 в 14:20
    @rapuk Это все херня, давай дружить?
  • rapuk
    20 апр 2009 в 14:25
    @Ell Давай :) Только ногами не пинайте и стекла не бейте ;)
  • Ell
    20 апр 2009 в 14:33
  • Hunter777
    20 апр 2009 в 14:38
    @rapuk Ты ничем от них не отличаешься… Дорожное быдло он на X5 и на ВАЗ 2101 — одинаково.
  • vamp756
    20 апр 2009 в 14:41
    @Ell они убили Кени? сволочи…
  • rapuk
    20 апр 2009 в 14:59
    @Hunter777 Я не причисляю себя к дорожному быдлу. Или у нас разные понятия о быдле. Для меня это тело, которое непонятно как перемещается в пространстве, всем мешает, постоянно перемещается без поворотников и подрезая. Так-же к быдлу я отношу людей, которые ставят себе бооольшущие глушители и носятся в 2 часа ночи под окнами, ощущая всю силу своей полураздолбанной восьмерки.
    А ксенон лишь дополняет образ быдло-водили и не может быть основой, из-за которой можно обзывать человека.
  • Hunter777
    20 апр 2009 в 15:07
    @rapuk Быдло слепящие в ночи… даже опаснее, чем быдло с ревущим глушаком, не находишь? Так же я смотрю с физикой у вас тоже плоховато, не хотите взять учебник школьного курса и про преломление лучей прочесть или же хоть текст?
  • rapuk
    20 апр 2009 в 15:31
    @Hunter777 На чем основываются ваши предложения о моем знании физики? А в принципе вы правы, пусть я буду быдлом, зато я не буду пытаться кому-то что-то доказать. Я признаю свою неправоту.
  • rapuk
    20 апр 2009 в 15:33
    @rapuk Но от ксенона я также не откажусь. Просто приму к сведению информацию из текста выше и пойду полировать свои фары :)
  • Hunter777
    20 апр 2009 в 15:58
    @rapuk При полировке ты делаешь еще хуже. Видимо физику все-таки знаем плохо. Так же оптика на Хендэ — светит очень хорошо, плюс опять же можно поставить элементы Hella. Грамотно настроенный свет намного лучше самопального ксенона. C другой стороны быдлом и мудаком на дорогах становится быть модно, ну что ж… это страна «медведей».
  • Lebedev
    20 апр 2009 в 16:13
  • Hunter777
    20 апр 2009 в 16:34
    @Lebedev Ну как бэ… оттуда все и пошло. Более раннее обсуждение — autokadabra.ru/clubs/freestyle/CarsWorld/28554/
  • Lebedev
    20 апр 2009 в 17:15
    @Hunter777 А, я просто значит пропустил данную новость…
  • rapuk
    20 апр 2009 в 22:35
    @Hunter777 Модно — это не про меня, но опять-таки считайте, как вам нравится)
  • justtoxa
    21 апр 2009 в 01:54
    а бывает штатный заводской ксенон в противотуманках?
    кстати недавно видел обычный городской маршрутный автобус марки скания с ксеноном.
  • olnev
    21 апр 2009 в 22:58
    Ну вот иной поворот истории
    Поставил фары по 800 баксов, оригинальные новые версии под мою модель. Поставил лампы средненькие (хоть тут сэкономил), но кажется скорее китай (лампы стоят чуть больше 1,5 тысяч). Так все равно светит ядрена-вошь именно как прожектор.
    Нет, не колхоз. Но нифига не галочка на стене висит когда свет смотрю в стену.
  • Zlobniy
    22 апр 2009 в 13:35
    Это всё к рассуждению нафига нам самовар, дайте нам электрочайник!
    Нельзя всех с ксеноном грести под одну гребёнку!
    Можете хоть что писать, это то же самое как грести всех под угрозу обществу с пистолетом!
    Объяснил Hunter777 молодец, спасибо я не знал, физику напомнил.
    Но этот пост ничего не поменяет, понимаете НИЧЕГО! И дело не в красоте, быдловстве моём или каком то объективном желании выделиться. Запрещали трубы прямотока в городе, мол мешают людям спать… прошёл год ничего не поменялось!
    Да слепит, да п****с, но ты не пойдешь ему морду бить! Нужно менять самосознание, ужесточать госты… чтобы остановить нас как вы говорите «колхозников»! Сами то кто? Откуда? Из москвы? Питера? Да не важно! И нельзя обижать гордым званием КОЛХОЗНИК, нас простых владельцев ксенона в обычной оптике! Ктож вас/нас дармоедов будет кормить как не КОЛХОЗНИКИ!
    Извините накипело.
  • dimon777
    06 июн 2009 в 02:00
    круто)
    для полного счастья осталось максимально вверх отрегулировать фары)
  • MadeOfSun
    21 сен 2012 в 01:07
    а ксенон 4300 и 5000 хуже галогенок?
    8к это конечно... много, а если поставить "нормальные" лампочки?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.