Игорь Антаров из Moscow Tesla Club борется с 20 мифами о Тесле и электромобилях
Сегодня кажется, если написать на транспаранте «Тесла» и выйти на улицу — тебя скрутят за несогласованный одиночный пикет. Отношение к Тесле переросло из потребительского взгляда на продукт в идеологию и политическую позицию. Теслу обсуждают словами «верю-не-верю». Мнение о ней тут же увязывают со взглядами на жизнь. Если сказать незнакомцу «я верю в Теслу», он сразу поймет, что я думаю про Трампа и Путина, и какой смузи люблю больше всего.
Все это очень-очень странно. Ведь мы просто говорим про машину, которая немного непривычно устроена под капотом.
Нам с baragol хотелось поговорить про Теслу так, чтобы раз и навсегда. Поэтому мы пошли к людям, которые знают о ней лучше всех в России — к ребятам из Moscow Tesla Club.
Они открылись больше пяти лет назад и за это время через них в Россию попали почти все Теслы, которые сейчас ездят по нашим дорогам. Они на короткой ноге с инженерами из Калифорнии и однажды чуть не открыли официальный сервис Теслы в Москве. Но ограничились просто званием «Клуб» — вроде и не дилер, и не сервис, и не магазин, а вроде и да.
Мы попытались затронуть все спорные, противоречивые и острые моменты, но при подготовке этого материала меня не покидало ощущение, что от концентрации любви нашего собеседника к Тесле, скептичных читателей будет просто тошнить электричеством. Поэтому если от слова «Маск» где-то внутри у вас зреет «как же задолбали эти…», лучше почитайте, как в Калининграде делают плазменные двигатели.
С нами общался и пил смузи Игорь Антаров (Antares19), владелец Model S, управляющий партнер клуба и бизнес-партнер Алексея Еремчука вместе с которым они развивают клуб. Игорь — бывший программист. Он разрабатывал еще для ZX Spectrum, а всю инструкцию для Palm OS API прочитал с экрана 160 на 160 пикселей ради развлечения. Дальше — его монологи на спорные темы из нашего многочасового разговора.
Электромобили никому не нужны в России
На одну треть мы логистическая компания — помогаем приобрести и доставить автомобили. На другую — клуб владельцев. И на третью часть — мы занимаемся популяризацией автомобилей, что, на мой взгляд, самая большая проблема. Люди в России даже не видели электромобилей вживую, а верят во все слухи и истории. Нужно рассказывать о реальной эксплуатации. Бороться с мифами — это большое дело.
По моей оценке, в России порядка трехсот пятидесяти автомобилей Tesla. Большинство из них в Питере и Москве. А вообще в стране около 3700 электромобилей, и лидер по их количеству — дальний восток. Люди видят, что подержанный праворульный Nissan Leaf стоит 500 тысяч рублей, считают стоимость электричества, и понимают, что ездить на бензине нет смысла. Правда, в Москве хороший леворульный Leaf с пробегом стоит в два раза дороже. При этом пробег не влияет на электромобиль так же, как на бензиновый. Не изнашиваются кольца в цилиндрах, не течет масло. Там смотрят только на кузов и батарею.
Новая Тесла идет в Россию через нас два-четыре месяца. Автомобиль собирают на фабрике, он плывет кораблем в Европу, комплектуется и едет в Россию. Для Tesla важно, чтобы все автомобили, которые мы ввезли, быстро приобрели владельцев. И они спокойны, когда каждый заказ зарегистрирован на конкретного человека. Тесла не держит складов, она производит под заказ.
Но бывает, что человек приходит и говорит: «Мне нужен автомобиль в подарок завтра. Обязательно красный, с белым салоном». Хотя черная с серым стоит в салоне и продается — у нас всегда есть несколько автомобилей, которые можно приобрести за один день. Но у Tesla есть промежуточные склады, например, с невыкупленными машинами. Мы можем находить срочные заказы там, и Tesla нам готова их отдать.
Пять лет назад все было хаотично и неофициально. Сейчас мы работаем через понятный канал, Tesla о нас знает. Были даже случаи когда человек хотел в Европе купить машину в Россию, и ему там предлагали обратиться к нам.
Теслу не растаможить, будет путаница с лошадиными силами
Как это ни странно, у нас машина получается дороже, хотя экономика слабее. Покупателям не нравится такая большая наценка. Они говорят: «Мы же видим цену там, почему здесь столько?» Такова реальность, ничего не сделаешь.
Львиная доля цены — таможенный сбор. Потом туда добавляются, страховка, доставка, оформление российских документов. Цепочка очень большая. Чтобы растаможить автомобиль правильно приходится пройти непростой алгоритм. На каждый автомобиль приходится получать сертификат СБКТС, так как производитель не занимался сертификацией в России.
Налог берут с учётом лошадиных сил. Таможенник же своей прибыли не упустит. Возьмет киловатты и по своей хитрой табличке пересчитает в «лошади». Но то, что он напишет, не соответствует реальности. У Теслы два мотора — передний и задний. Как считать? Складывать их максимальную мощность? Они нелинейно работают. Нужно считать по мощности мотора? Или сколько энергии готова отдать батарея конкретно на этой модели? Начинается целая цепочка вопросов. Раньше Тесла писала, сколько у них лошадей, потом просто убрали их упоминание отовсюду. Единственная понятная характеристика — время разгона. Машина едет 2.7 до сотни — все понятно, это можно измерить. А сколько там лошадей — непонятно.
Но мы боремся, стараемся лоббировать. Я состою в экспертных группах при правительстве, мы пишем ходатайства для губернаторов об отмене транспортного налога для электромобилей, и подвижки уже есть. Даже если Nissan Leaf будет стоить дешевле, люди станут покупать, ездить, и начнет развиваться инфраструктура.
Для нас это огромная нагрузка, я бы этим вообще не занимался и заработал в мире ИТ больше, проще и быстрее. Но заниматься приходится.
Mercedes, Porsche и Audi задавят Теслу одной левой
Электромобили — технология, которая будет расти экспоненциально. Сначала дорого и мало, потом будет взрыв, как со смартфонами. Смартфон сейчас есть у каждого ребёнка. Взрыв наступит в любом случае, это неизбежно. Можно даже ничего не делать, но большая разница в том, через сколько это случится — через пять, десять лет. Или через год. На срок влияет каждое действие.
Я думаю, через пять лет драматические изменения наступят даже в России. Даже в 2019 году целый ряд производителей авто будут выпускать электромобили. Mercedes, Audi, Porsche запускают свои электрокары.
Но до Теслы ещё копать и копать. Это очень острый вопрос, и может быть я кого-то обижу. У старых производителей большой опыт производства автомобилей, они знают, как круто сделать интерьер, мягко, удобно, с аккуратными строчками. А Tesla не знает, и на неё все жалуются, что внутри не как в немецком автомобиле.
Старые производители говорят — у нас лояльная база. Сейчас мы сделаем электромобиль, и легко получим свою долю рынка. Но даже их передовые шаги консервативны. Они видят, какая Тесла сейчас, и хотят сделать похоже. Но через год Тесла уйдёт ещё на десять шагов вперёд.
Любой автобренд пытается усидеть на двух стульях. Бензиновые машины продаются здесь и сейчас. Это огромное производство — коробки, моторы, масло. Деньги вложены в станки, в технологии производства, в сервисы. Дилеры зарабатывают на обслуживании коробок и моторов. Никому не выгодно взять и остановить машину, приносящую деньги.
Когда производитель выпустит крутой электромобиль, который обойдет по характеристикам их же бензиновый, то производство бензинового можно сворачивать. А в это вложено много денег. Нужно, чтобы станок за десять миллиардов максимально долго работал и приносил деньги, чтобы окупился четырехкратно.
Лучше гибриды, чем полные электромобили
Какие гибриды! Бензин — это зло, а гибриды еще хуже. Если электромобиль радикально проще, там выброшено всё ненужное, нет трехсот частей, которые работают под большой нагрузкой, то в гибриде мы все усложняем. Пихаем в бензиновую систему батарейку с проводами. Она маленькая, быстро садится, и ты возишь на бензине лишние килограммы. Это может быть хорошо как психологический переходный момент, но инженерно — это очень плохо.
Бензиновое лобби не даст Тесле взлететь
На самом деле Тесле мешает не бензиновое лобби, а дилерское. Сейчас у Теслы нет дилеров, только прямые продажи. Если бы они согласились на дилерскую модель, к ним бы пришли крупные холдинги и заставили продавать электромобили вместе с обычными машинами.
Маск считает, что это не сработает. Бензиновые дилеры на местах не заинтересованы в продаже электромобилей. Первая причина — дилер зарабатывает на сервисе, а на сервисе Теслы не заработаешь. Вторая причина — надо переобучать менеджеров, которые продают автомобили. Им надо потратить в четыре раза больше времени, чтобы объяснить про киловатты, рассказать, как она ездит зимой, что делать с розетками, как поставить станцию, что если разрядишься по дороге. Менеджер, который живет на премии от продаж, мог бы за то же время продать четыре бензиновых машины. Поэтому у него нет мотивации рассказывать про электромобиль, и он будет говорить: «Это сложная ерунда, пойдемте, я покажу простую нормальную машину».
Бензиновые дилеры, которые продают электромобили, предоставляют ужасный сервис покупателям. Машины стоят разряженные, пыльные, где-то в углу, никто ими не занимается. Сами покупатели приходят более подготовленными, чем менеджеры — и это даже в Калифорнии. При том, что там зарядки на каждой парковке.
Поэтому ритейл Теслы не хочет смешивать себя с бензиновыми машинами. Ее ритейл построил Джордж Бланкеншип — тот же человек, который придумал, как продавать айфоны. Они стали открываться в торговых центрах. Там стоит демонстрационная машина и менеджеры просто рассказывают и показывают, но не продают. Продажи — только онлайн.
Дилерские анклавы в Америке пытаются забороть Теслу. В Штатах дилеры — это огромные структуры. У них свои сенаторы, они тесно связаны с правительством, потому что лоббирование законно. В некоторых Штатах приняты законы, по которым производитель не может продавать машины мимо дилеров.
Закон принят сто лет назад, когда мощные корпорации-заводы не давали жизни малым бизнесам. Сейчас все перевернулось: теперь дилеры — это огромные корпорации. Самые сильные стычки в судах у Теслы происходят в Техасе, где они до сих пор не могут открыть свой магазин. Моему другу в Техасе везли Теслу из соседнего штата.
Если при этом противостоянии в США Тесла откроет дилерство, например, в России, в Америке им скажут: «Как это вы не работаете по дилерской модели? А вот же в России». Поэтому им важно, чтобы мы не закупали склады и не работали по дилерской модели. Мы просто подходим по духу. Электромобили должны продавать фанаты, люди, которые ездят сами.
Тесла — это просто афера ради акций, и ее обвалят в любой момент
Я считаю, пока никто не обыграл Маска. Даже в истории, когда его сместили с поста председателя совета.
Это было после твитов «Я выкуплю акции Tesla по 420» и «420 — потому что моей девушке понравилось число». Потом написал «финансирование подтверждено». По мнению людей, которые занимаются мировым финансовыми рынками, Маск не имеет права писать такое в Твиттере, потому что это манипуляция рынком. Суд решил, что он уходит с поста, нанимает ещё двух директоров, которые должны всё контролировать. И недавно он написал, что это стоило того. Вот почему.
Официальная история такая — он пробовал выяснить, может ли выкупить компанию, спросил совета у владельцев акций, ему сказали не стоит, и он передумал.
На самом деле он это делал, потому что Тесла очень волатильная компания, акции скачут от любого инфоповода. Очень легко сделать так, чтобы тренд пошёл вверх или вниз. И многие играют на понижение, ставят миллионы долларов вниз против Теслы и заказывают инфоповоды, чтобы акции резко провалились. Есть ряд крупных американских СМИ, которые время от времени бомбят статьями о том, что с Теслой что-то не так. Акции идут вниз, и они зарабатывают.
Маск говорил — «Не надо шортить Теслу. Я пытаюсь перевести человечество на электромобили, а вы мешаете, просто наживаетесь на акциях». Писал, и это не работало. А когда написал, что выкупит акции по 420, то сжег позиции шортеров на миллиарды. В момент, когда они ждали падения, акции пошли вверх, и позиции у них закрылись. Куча людей вышла с потерями. Это был очень жесткий урок для тех кто шортил. Маск выплатил двадцать миллионов своих денег на штраф, и ещё двадцать от компании. Но он сжег миллиарды у людей, которые играли против Теслы и мешали.
После этого прошел квартал, Тесла показала первую прибыль, и все что он потерял — тут же вернул обратно. А то, что его сняли с поста — он сам попросил, чтобы его официально назначили «Никем в Тесле». Но в твиттере его уговорили оставить хотя бы должность старшего инженера.
Что бы ни происходило с акциями, Tesla всегда владеет базовыми технологиями. У них лучшие батареи на рынке, они десять лет ими занимаются. Модули, охлаждение, химия отличаются от всего, что есть у других.
Автопилот раньше делала сторонняя компания, но Тесла стала очень много требовать, те выдвинули требования в ответ, и Маск сказал: «Делаем с нуля свой». Написал в твиттере, что ищет людей в команду автопилота с отчетностью лично ему. Меньше чем через год вышел автопилот 2.0 на процессорах Nvidia. Сейчас Tesla заканчивает свой чип, который будет на тысячу процентов быстрее.
Они владеют базовой технологией, которая супер ценная сама по себе.
А откуда берется ваше электричество? Если из угля, то электромобили тоже грязный транспорт
Даже если жечь уголь, электромобиль все равно чище. У электричества, которое попадает в мотор, по всей цепочке очень высокий КПД — 90-95%. КПД бензинового двигателя — 30% или ниже. Из тысячи рублей, которые мы платим за бензин, семьсот уходят на отопление улицы. И при этом еще создает вредный выхлоп. Плюс бензин надо возить на заправки бензовозами на бензине. Его нужно добывать, а добыча очень грязная. Я уверен, что в 80% случаев мы болеем потому, что здоровье испорчено выхлопами.
Электричество — это альтернатива, которую можно добывать углем, можно газом, который в разы чище, можно атомом, ветром, солнцем. Нужен малюсенький кусочек пустыни, чтобы всех обеспечить энергией. А с бензином нет никакого выбора.
Когда я внедрял ИТ-систему в Ханты-Мансийске, мне говорили, как текут трубопроводы. Природа в местах протечек страдает, но трубопроводы охраняют люди с автоматами, и никто этого не увидит.
Даже если допустить абсурдную ситуацию, что добыча электричества такая же грязная, как выработка бензина, у меня простой вопрос — кто хочет в своей в спальне поставить бензиновый автомобиль, завести и оставить на часок? Это дико. Но ходить в притык к тысячам машин улице нам кажется нормальным. Просто мы привыкли за сто лет, что это нормально. Если бы наши кофеварки работали сто лет на бензине, мы бы тоже привыкли.
Утилизация батарей убьет экологию еще сильнее
Сейчас не умеют утилизировать батареи в большом масштабе. Мощности не хватает даже под то количество машин, которое производится в настоящий момент.
Но производители автомобилей и батарей сами заинтересованы в том, чтобы их утилизировать. Количество лития в мире ограничено, и если его не использовать повторно, то он кончится быстрее, чем все машины станут электрическими. То есть развивать утилизацию выгодно производителям — их не придется заставлять. Просто сейчас на это не хватает мощности.
Но время на развитие еще есть. Гарантия на батарею Тесла — восемь лет. Когда батарея становится непригодна для автомобиля, Тесла использует ее в других проектах — например, в батареях для дома. Там она может проработать еще лет пятнадцать.
В сумме получается больше двадцати лет. Это неплохой запас, чтобы развить крутую технологию утилизации.
Пишут, что в Тесле ужасные условия работы
Я несколько раз был в штаб-квартире Tesla, и обычно дальше ресепшена там не пройти. На фабрику во Фримонте, где штампуют машины, еще можно получить доступ. Если ты владелец, можно даже привести друга. Но мне удалось попасть, с гостевым бейджиком, официально. Нас провел один из топовых инженеров по просьбе другого известного в Долине человека.
Когда я увидел, как изнутри выглядит R&D, понял, что у Теслы все хорошо. Знаете, в фильмах показывают, как ученые работают — там можно это в реальности снимать.
Целый этаж, большой опенспейс, где по-настоящему кипит работа. Все очень плотно упакованы, сидят, кодят, обсуждают. Огромная толпа людей пашет от звонка до звонка. Причем они набирают лучших инженеров, потому что все хотят там работать. И это только R&D. Они работают над тем, что выйдет через пять лет. В этом же опенспейсе — стол у Илона, рядом с огромным окном. Он постоянно курсирует на самолете между SpaceX и Tesla и минимум два раза в неделю работает вместе с командой.
Спускаешься на этаж ниже — там уже люди с паяльниками. Стоят испытательные нагрузочные установки, батареи суперчарджеров. Это сумасшедший человеческий потенциал, сумасшедшая технологическая база. Ни один автопроизводитель даже близко такого не делает.
У Теслы не хватит мощностей выпускать машины массово
Я был практически на всех заводах Tesla. Был и на открытии Gigafactory в Неваде — самого большого завода в мире. По площади больше только аукцион цветов Нидерландах, а по объему — завод Boeing. Но когда фабрику достроят полностью, она всех обойдет. К выходу на полную мощность она будет делать столько же батарей, сколько до этого делал весь мир вместе взятый.
Среди владельцев Тесла разыгрывали билеты на открытие, и мне удалось выиграть. Там было несколько тысяч человек, но в зале казалось, их всего пара сотен.
Завод стоит пять миллиардов долларов — это безумные деньги. Огромные инвестиции, самая масштабная стройка среди стартапов, задействованы десятки тысяч человек. И мне казалось, если здесь все получится, то в Теслу можно верить.
И вот я приезжаю на презентацию. Вокруг пустыня, марсианские пейзажи, красные горы вокруг, и в долине строится это здание. Оно выглядит безумно технологичным — модульное, сейсмо-безопасное, стоит на платформах, внутри ездят роботы.
Когда начинается презентация, на сцену выходит Илон. Его встречают как рок-звезду, Он говорит: Tesla стала больше энергетической компанией, чем автомобильной. Мы запускаем Gigafactory One. И я понимаю, что мой масштаб мышления — получится не получится — это далеко до его масштабов. Я смотрел на этот завод, а он уже планировал два следующих.
Для него это все — маленький шажок. Тесла — ступенька к большой цели. У меня тогда произошел просто тектонический сдвиг. Главная идея — сделать человечество мульти-планетной цивилизацией. Все его проекты складываются в одну коробочку. Электрические машины — на Марсе надо как-то ездить без бензина. Дешёвые ракеты, солнечные панели, бурильные машины, потому что на Марсе надо будет много копать. Его брат Кимбал создает вертикальные сады, автономные контейнеры на гидропонике, которые в полностью замкнутом цикле выращивают еду. Все проекты складываются в одну цель.
И она не здесь, а там. Тесла нужна Маску только чтобы взрастить технологию.
В России производство электромобилей невозможно
Сейчас лучшее время, чтобы строить заводы по производству электромобилей и батарей, заводы по утилизации батарей. Это — будущая нефть, и сейчас можно успеть подготовиться. Пока делать их технологически проще, чем бензиновые моторы, но уже через пять лет станет тяжело.
Электротранспорт развивается по экспоненте, и если сейчас не принять меры поддержки (хотя бы привлечь иностранные машины) чтобы строилась инфраструктура, то мы окажемся в ситуации, когда Норвегия, Германия и Индия перестанут регистрировать бензиновые машины, производители перестанут их производить, и подержанные машины, которые никому не нужны, сольются к нам.
Пусть хоть тот ИЖ доделают — это лучше чем ничего. Внешний вид неважен, главное, чтобы туда положили настоящую батарейку, которую произвели здесь.
Тесла не выдержит русскую зиму
Первая Тесла Model S, которая оказалась в России, была в Барнауле. Зимой там –40. На Ютубе есть видео владельца, где он вполне счастливый ездит в мороз.
Если бензиновую машину оставить на 4 часа на таком холоде, ее надо укутывать одеялами, а потом заводить с паяльной лампой. Тесла на морозе и в тепле заводится одинаково, потому что батарея всегда подогревается сама — внутри все обложено термотрубками. Она остывает, но не до той степени, где начинает портиться химия и теряться емкость.
Безусловно, от подогрева батарея теряет энергию, машина высасывает электричество просто стоя. Но в самую суровую московскую зиму я теряю максимум 30% от пробега. Мне все равно — заряжу я ее через пять дней или через четыре. В Барнауле, думаю, подогрев батареи съест 50 процентов. Вместо условно 400 километров она проедет на одном заряде 200.
Однажды у меня наполовину заряженная Тесла неделю простояла под снегом. Я ее раскопал, и там осталось 10 километров пробега. А постояв три часа на морозе, ничего греть не нужно — сел и поехал. Теплый воздух дует сразу же, потому что он идет не от двигателя, который неизвестно когда нагреется, а сразу от электричества.
В Тесле будешь вечно нервничать, что машина скоро разрядится
Есть понятие Range Anxiety — беспокойство, что не доедешь. Оно появилось, когда электромобили ездили максимум по сто километров. Едешь на них и смотришь, как тает батарейка.
Прорыв Теслы в том, что эта тревога отсутствует. Раньше заряд показывали на мониторе крупно и посередине, потом засунули куда-то в угол маленькую иконку, на которую толком и незачем смотреть. Я знаю, что мне абсолютно всегда хватит заряда доехать куда надо. Путешествие — это отдельный вопрос, там надо заранее знать, где будешь заряжаться. Но в городе, чтобы я ни делал, я не могу посадить автомобиль. За четыре с половиной года я посадил его только один раз. Специально.
Это было зимой, как раз когда неделю стоял мороз –30 у нее осталось заряда на 10 км. Я мог отъехать на задний двор к розетке, мог договориться с любым магазином или автомойкой, подключиться к любой розетке в 220В. Но мне стало интересно, сколько реально протянет машина.
Я выставил путь до зарядки в офисе в центре от частного дома и поехал, хотя по расчетам шансов не было. Меня высадила только горка. На подъеме надо было сбавить скорость, а я ехал обычно. В итоге на подъем не хватило мощности, и машина стала уговаривать припарковаться. После этого я проехал еще триста метров, припарковался, и она начала постепенно выключаться.
Зачем ждать зарядки, когда можно залить бензин и поехать
Это тоже старая концепция, которая укоренилась за сто лет. В новой парадигме топливо заливать в принципе не надо. Автомобиль заряжается пока хранится. Владельцам Тесла вообще не нужна никакая городская инфраструктура. Автомобиль, который проезжает четыреста километров, заряжается дома или у работы — надо только один раз приложить усилие, решить вопрос с основной зарядной станцией и больше никогда в жизни не ездить ни на какие АЗС. Я лично уже отвык, мне странно там находиться. Это какой-то привет из прошлого, как коней на переправе поменять.
Если Тесла сломается — ее хрен отремонтируешь
Я не знаю, что нужно сделать с Теслой, чтобы ее сломать. Недавно был тест Model 3 с пробегом на миллион миль. Мотор после разбора выглядел как новый.
В бензиновой машине топливо воспламеняется, толкает цилиндр, он движется вертикально, потом это надо превратить во вращение, на каждом шаге потери, механический износ, температуры, жидкости, мотор вибрирует от этого преобразования, трескаются патрубки.
В Тесле нет коробки, нет кардана, мотор почти на колесах стоит. Внутри — ротор, медная обмотка, набор магнитов, прикрученных к палке. Но он вращается слишком быстро, поэтому есть понижающий редуктор — две шестеренки, которые просто уменьшают скорости вращения. И это все один раз собрано, закрыто, и не обслуживается. На Теслах 13-го года была проблема в одной из серий, когда люди умудрялись повредить этот редуктор, он начинал постукивать.
Это ремонтировали бесплатно по гарантии. Приезжает наш автовоз, забирает Теслу, везет в Европу и там машину чинят. А все мелкое мы делаем здесь сами.
На бензиновой машине если ты пропустил одно ТО — до свидания гарантия. Если Теслу за сто тысяч километров ни разу никто не смотрел, и что-то сломалось — ее все равно чинят по гарантии в Европе. Потому что они уверены, что с машиной все будет хорошо. Есть удаленная диагностика. Владелец звонит нам, мы связываемся с Теслой, договариваемся, машина стоит в гараже на Wi-Fi, на борту Линукс, и каждая лампочка управляется компьютером.
Ходовая — единственное, что подвержено износу. Но с ходовкой разберется любой автосервис.
Для Теслы не найдешь запчастей
У Теслы серьезная политика, ведь если с машиной что-то произойдет, это будет во всех СМИ: «Смотрите, Тесла поломалась! Какая плохая машина!» Акции пошли вниз, все кто играет в шорт — счастливы. Поэтому Тесла дает запчасти на конкретную машину по номеру VIN. Здесь у нас налажен механизм со времен, когда мы планировали стать официальным сервисом.
Но вкратце — в сравнении с бензиновой машиной ломаться нечему. Когда Тесла была в Яндекс.Такси, у нее оторвали бампер. На следующий день машина ездила как новая. Это чинится элементарно и выходит не дороже, чем заменить бампер на любом Лендровере.
Автопилот, прошивки и все остальное не работает в России
Для России точно не подходит машина из Штатов. Чтобы ее ремонтировать, придется везти в Америку, потому что там гарантия. У штатовской Теслы другой разъем, который не принимает трехфазное электричество. А у нас трехфазные розетки везде. Стоит стать владельцем электромобиля, как начинаешь замечать их повсюду.
В американские машины никогда не был загружен европейский дорожный граф. Не получится прокладывать путь через зарядные станции в Европе. Может только запоминать те, на которых был (а в России не получится в принципе — у нас только один суперчарджер и тот неофициальный).
Но сейчас вышла прошивка, которая не прокладывает дороги в России даже на европейских моделях. Навигация просто перестала работать. Это связано с переработкой автопилота и с тем, что они делают собственные карты высокой точности для навигации по полосам. Движок автопилота сменили, убрали старые карты, выкатили новые — а там только Европа, России еще нет. То есть сейчас навигация в России работает только на старых прошивках.
Мы недавно проводили тест-драйв первой версии автопилота на садовом кольце в буран. Там он себя не очень повел. Когда вообще нет разметки, он ориентируется по трафику. Мне сильно вредили машины, которые перестраивались. Это автопилот первого поколения, у него всего одна камера. В буран и без разметки, если машина впереди меняла полосу, то уводила меня за собой.
Но я уверен, что автопилот второй версии справился бы. В такой ситуации он бы видел боковой трафик и понимал, что машина впереди перестраивается, а не идет по полосе. Во второй версии стоит восемь камер (три смотрят вперед, остальные по сторонам), двенадцать сонаров, дальнобойный радар, который видит на две машины вперед. Меня это много раз спасало: я еду за Газелью, Тесла вдруг бьет по тормозу, и через секунду бьет по тормозу Газель. Радар увидел, что впереди что-то не так.
Автопилот первой версии предназначен для езды по трассам с физическим разделителем и в пробках. В этих условиях он работает в России и всегда работал. Ты чувствуешь, что машину контролируешь не только ты. Она вырулит, если тебя поведет, притормозит если ты зазевался. Это очень круто.
От новых прошивок — одни неожиданности
Самая неожиданная вещь, которая у меня появлялась — это подогрев руля. Видимо, нагревательные элементы заложили в конструкцию, но не ввели в прошивку сразу.
Второе — однажды мне написали «Поздравляем, ваша машина стала быстрее. Оптимизирован алгоритм работы инвертора». В этот момент можно выкидывать ПТС с лошадиными силами как устаревший документ. Лошадиные силы больше не имеют смысла, потому что регулируются софтом.
Маску в твиттере пишут — почему не сделать из камеры видеорегистратор? Он отвечает, отличная идея, и через четыре месяца выходит прошивка с видеорегистратором. Потом ему говорят, что передней камеры мало, и в Тесла делают панорамный регистратор с нескольких камер. Кроме того, появилась возможность писать видео на 360º во время стоянки, после того, как грабители разбили у одной Теслы стекла.
В какой-то момент машина стала по GPS запоминать, как ты настраивал ее пневмоподвеску. Едешь через знакомый лежачий полицейский, она поднимается и опускается. Сейчас появится автоматическое складывание зеркал при въезде в знакомый гараж. Пару лет назад появился автоматический дальний свет.
И такими мелочами Маск всегда попадает в точку.
За такие деньги салон у Теслы мог быть и получше
Да, за девять миллионов можно купить машину, в которой будешь себя чувствовать как на приеме у массажиста. Есть премиальные машины буквально с массажем горячими камнями. Тесла такого не делает.
Один известный владелец Model S поставил салон от БМВ. Он говорит, всю жизнь на них ездил, и считает, что салон там самый лучший, но как машина — самая лучшая Тесла. Поэтому он их совместил.
Изначальный профиль владельца был такой, что Тесла — это пятая машина в гараж, потому что очень дорогая. Но часто она становилась первой. Есть примеры, когда первые лица государства только на Теслах и ездят сами. По статусу их возят в бронированных Мерседесах, а Теслы они водят забавы ради, и охрана жалуется, что не догнать. Потому что это машина про кайф от управления, а не комфорт в салоне.
Проще всего находить общий язык с владельцами из мира ИТ, потому что они понимают технический потенциал. Они любят Теслу не за скорость, а за то что это инженерно крутая штука.
Автопилот не справится в критической ситуации и всех убьет
Недавно был случай. Владелец Теслы попал в аварию и стал утверждать, что не смог побороть автопилот. Это физически невозможно. Обычно в компании всегда говорят, что им нужно время на расследование, но здесь представитель выступил сразу и заявил, что этого не могло быть. Для скептиков можно всегда проверить логи.
Даже если бы по какой-то причине автопилот начал бороться с водителем, водитель все равно его переборет — так сделано механически. Сейчас судьбы на дороге решает водитель. Но скоро это будет делать программист.
Может быть ситуация, когда автопилот заранее знает, что он 100% собьет пешехода. Пешеход резко выскочил, и автопилот поймет, что его можно спасти, только нарушив правила и поставив под риск водителя. Как он себя поведет? Водитель-человек поступит иррационально, уворачиваясь на удачу, еще не осознавая последствия, но в случае автопилота все уже давно посчитано.
Ребята, которые сидят в R&D — думаю, они давно решили этическую дилемму.
Машина старается действовать по правилам, но в пограничных кейсах автопилот будет спасать людей в машине, иначе машины не будут покупать. Как это ни цинично звучит, но машина, которая, нарушая правила, пожертвует водителем чтобы спасти пешеходов, вряд ли станет популярна.
Источник
Читай ответ на этот пост в том посту, откуда ты меня направил :)
Помнишь тот пост про псевдообзорщиков теслы?
Проехать путь от Москвы до Питера, по пути обсирая все бензиновые тачки - вот основная их тема.
Реальных отзывов, именно с Сибири, с ее суровых условиях и дорогах в латках, ямах, непрерывного ремонта - не обзор "как мы ехали 140км за грузовиком", "как мы бегали вокруг да около пытаясь зарядить от 220в, а потом зарядили от соседнего СТО" - нет. Их просто нет и все.
На Драйве есть чувак, который более-менее честно показывает жизнь с Лифом, у него тоже есть и неудачные посты, но он, по-крайней мере, на вопросы отвечает, и он сознательно выбрал именно лиф, поставил туда подогрев и делится любой информацией.
По тесле же, как я говорил, на драйве, в основном - привез барахло, починил барахло, езжу на починенном барахле. Или - привез, езжу на сборы, хвастаюсь, какой я молодец, купил авто за 12 лямов и радости полные штаны. Идеальных машин не бывает - у каждой есть плюсы, минусы, проблемы, электромобили тут никаким образом не могут в исключения.
У Лифовода спросишь про машину - дает ответ. У Тесловода спросишь - он в ответ несет полную дичь про бензомоторы и потом радостно добавляет - купите себе Теслу, потом мы с вами, может быть, когда нибудь, а вообще нет, не надо, идите на йух.
Тесла это про то, что ты купил электромобиль, ездишь и не паришься ни о чём. И о заряде в том числе. Это совершенно другое вождение, другая философия. Игорь Антаров говорит, что для него поездка на АЗС, это что-то уже из разряда каменный век. Я тоже так считаю, сколько можно сжигать топливо? КПД там мизерное. Больше греем улицу. Травимся этими газами. Пора от этого уходить.
Ну и чего ты так привязался к Сибири?) Ездят там Теслы. Есть видео, как и -40 Тесла колесит. В статье, про это тоже есть.
Вот этот момент:
Первая Тесла Model S, которая оказалась в России, была в Барнауле. Зимой там –40. На Ютубе есть видео владельца, где он вполне счастливый ездит в мороз.
А вот видео: https://www.youtube.com/watch?v=EMJc_GawVhU
Первая Тесла Model S, появилась именно в Сибири! До сих пор ездит! Что тебе ещё нужно?)
Суть не в том, ломается, не ломается, на машине ездят не для того, чтобы она ломалась.
А подвеска, что у теслы, что у твоей машины, что у лифа - осталась прежняя. И точно также требует замены. Особенно, при езде по нашим дорогам.
Я и на обычной машине также езжу и не парюсь - кончился бенз, заправился.
На электромобиле, будет не совсем тоже самое - кончился заряд, думаешь, где зарядится.
На трассе, кончилось топливо, встал, подождал - кто-нибудь да остановится.
На электромобиле, если вдруг "просрал маневр" - толкать до ближайшей заправки, еще километров дцать, если кто-то не возьмет на буксир. У тебя в машине есть трос? Грузовик потащишь? Я вот, например, могу остановиться около теслы, но на буксир я ее не возьму, мощности не хватит.
Первая Тесла Model S, появилась именно в Сибири! До сих пор ездит! Что тебе ещё нужно?)
Вообще не показатель. Еще раз - я тебе про что говорил? Лифовод дружелюбен, отвечает на любые странные вопросы. Тесловоды посылают на йух, с аргументом "сначала купи, потом спрашивай".
Я не против электромобилей, я за них - я против существующей цены за них и отсутствием сервиса. В тесле полно электроники, которую, никто, кроме теслы ремонтировать не имеет права. Центральный планшет - нафиг там не нужен,дайте мне спидометр, одометр, разряд батареи и сколько осталось и все - остальное все игрушки.
Цену на электричку, новую, за 4 млн с учетом растаможки - это до***я. Даже за 1 млн рублей, это дорого.
Сейчас Солярис стоит миллион, по современным меркам - это уже не дорого.
Представь, если ты пришел в магазин, лежит две булки хлеба, одна может храниться два дня, другая неделю. При этом та, что может храниться неделю, стоит в 100 раз дороже, чем та, которая на два дня.
Электромобиль, по сути своей, батарейка+двигатель+сервис (кондиционер, печка, салон). То, что батарея дорогая, это не преимущество, это недостаток.
И не приводи в качестве аргументов владельцев 12млн Теслы, речь вообще не о них и не о Тесле вообще.
Украина, Белоруссия - это все совершенно другое. Все мои комменты - применительно только к России.
В России, по-моему, в единственной стране, где на ямы существует ГОСТ. Это же бред полный!
Ну и отсюда - пока государство заинтересовано только "себе в карман", иметь электромобиль, и платить за него, как за бензиновый - тоже бред, однако, в России уже удивляться чему-либо перестаешь...
Питание в зависимости от модификации обеспечит аккумуляторная батарея ёмкостью от 10 до 32 кВт·ч. Запас хода на одной подзарядке составит от 200 до 560 км, максимальная скорость — 120 км/ч.
Взаимодействие с основными системами будет осуществляться через планшет в области передней панели. Упомянуты кондиционер и функция бесключевого доступа. Габариты автомобиля — 1600 × 3030 × 1760 мм.
Предполагается, что цена электрокара составит от 450 000 рублей.
xDDD
А то, устроили мне тут, один за 12 млн предлагает, второй за 8, третий за 6, за машину, про которую сами же говорят - экоголичная, в ней нет затратных запчастей, нечему ломаться, больше места, комфорта, но - по стоимости самолета ;)))
450-600-700 еще норм считаю. 1.2млн - 12, эребор. :)
сделать вот это?
Что за старперы у них там в дизайнерском отделе сидят?!
Вывод. Наши производители, в новые электромобили, не умеют от слова совсем. Да и старые они клепали почти 80 лет, мозги по-ходу атрофировались давно.
Слушай, хочешь скажу тайну?
Ты дома, за тепло, платишь дважды. За одну и ту же воду.
А уж сколько теплокомпания греет улицу своими трубами, какие у них потери при передачи тепла от себя до потребителя - вот это все тепло просто уходит на воздух - об этом я вообще молчу.
Кроме того - никуда не денутся бензиновые и дизель-генераторы, которым так или иначе потребуется топливо, и ничего ты с этим не сделаешь. Точно также, потребуется топливо больницам и предприятиям, которые обязаны работать в случае отключения электричества.
Машину на АЗС, теоретически, можно заправить ручным насосом. Эл.машину, при отсутствии электричества, ты не зарядишь, а от генератора это будет слишком долго.
На самом деле именно угарный газ спровадил на тот свет кучу народа. Этот бесцветный газ без запаха и вкуса попадает в атмосферный воздух при любых видах горения. Угарный газ активно связывается с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин, и блокирует передачу кислорода тканевым клеткам, что приводит к гипоксии гемического типа. Угарный газ также включается в окислительные реакции, нарушая биохимическое равновесие в тканях. В этом его действие очень схоже с цианидами.
Отравление возможно:
в гаражах при плохой вентиляции, в других непроветриваемых или слабо проветриваемых помещениях, туннелях, так как в выхлопе автомобиля содержится до 1—3 % СО по нормативам;
при длительном нахождении на оживлённой дороге или рядом с ней -на крупных автострадах средняя концентрация СО превышает порог отравления;
Нафиг эти ДВС, отравители людей.
а это, извините, не только легковушки - еще автобусы, минивены, грузовики разной специфики, отдельная группа, это самолеты, поезда, корабли (включая круизные суперлайнеры) - извергают этого газа целые килотонны.
Так что одни электромобили, которые пока что, из-за несовершенства батарей, развиваются очень медленно - погоды не сделают. Точно также будешь стоять в пробке вместе с такими грузовиками, автобусами и другими бензиновыми машинами еще много лет.
Живу я тут
Есть видео, как и -40 Тесла колесит. В статье, про это тоже есть.
Так суть не про это - заведенный автомобиль, спокойно ездит и в -40.
Я как-то на старом акб в -37 заводил авто, правда, не с первого раза, но завел, а в процессе движения уже никакой разницы нет.
Электромобилю гораздо сложнее эти же -40 выстоять 8 часов ночью, и сохранить полностью весь свой заряд.
Видео получилось из той же серии - "вы все г***но, а тесла молодец". Не люблю таких обзорщиков.
Ролики "мы тут прокатились в -30, выкатив электричку из теплого гаража и вернувшись обратно" - сразу фтопку :)
И почитать интересно, и вопросы позадавать можно, собственно, как и с владельцами Лифов (пробег на миев тоже маленький, кстаи).
Интересно, с чем это связано? У теславодов какая-то особенная секта?
Но в общем, на эксплуатацию смарта, это не особенно влияло. Ты на работе, например, общаешься по поводу прошивки их телефонов? Я думаю, что вряд ли (если ты, конечно, не разрабатываешь прошивки для них). Также, как и апдейты для винды например. Винда, при "правильном ухаживании", вполне себе живет без всех 100% обновлений. Ну критические против шифровщиков поставишь и норм, согласись же?
И что поддержка XP давно закончилась, а скоро и 7-ки тоже - как-то не особо сказалось на тех, кто ими пользуется, ведь не секрет, что на тот же целерон 633/4гб памяти, ты 10-ку не воткнешь, как ни старайся, штатным способом. Поэтому, обсуждение прошивки на машину - это тоже не особо понятно мне.
Об остальном, мы вроде договорились - как будет "внимание" государства к электромобилям, и их адекватный ценовой "горизонт" - тогда продолжим обсуждение.
А пока у меня, предел стремлений про электротехнику - трансформер V1.
Я вполне справляюсь и без подогрева руля, и регистратор у меня собственный. Запас хода - вот убей, не пойму, как он и за счет чего увеличился, если только его изначально в прошивке не зажали. Например, изначально она могла проехать на такой-то мощности столько-то километров, но для пользователей умышленно понизили мощность и километраж. Ну типа для проверки в реальных условиях, как будет вести себя электроника.
Это же комп. И он не может прыгнуть выше своих ттх.
Это как, сегодня я залил тебе в бак 40литров, и ты проехал 600км, а завтра, на тех же 40л, ты проедешь 1200км.
Так что это - не те обсуждения, которые стоят обсуждения :)
Если в руле нет проводки - обогрев там не появится. Если в планшете у Теслы, нет видеокамеры - то и регистратор там тоже никак появиться не сможет.
А еще это мне напоминает акции в некоторых магазинах, особенно перед праздниками. Скидка 20%, скидка 40%, скидка до 80%. Идешь смотришь - обана, ценник увеличен ровно на эти проценты, и сделана скидка :))) Причем в последнее время, я такую тенденцию стал замечать все чаще.
До чего дошел прогресс,
До невиданных чудес,
Опустился на глубины
И поднялся до небес.
Позабыты хлопоты, остановлен бег,
Вкалывают роботы, а не человек.
До чего дошел прогресс,
Труд физический исчез,
Да и умственный заменит
Механический процесс.
До чего дошел прогресс,
Было времени в обрез,
А теперь гуляй по свету,
Хочешь с песней, хочешь - без.
Заказываем еду на дом :)
Прогресс же. Скоро и рулить ненужно будет, всё сделает автопилот.
А что с другими авто? Ты её как купил, так и ездишь всё это время. Там ничего не меняется, только ломается :)
Электродвигатель может сгореть, масло/антифриз может вытечь, батареи может перемкнуть, подвеска точно также ломается, как и у обычного автомобиля. И никаким обновлением по воздуху, тут не спасешься.
Заглядывая в будущее, полное управление системами авто через интернет (включая обновления) может привести к тем же печальным последствиям, что в начале фильма "Апгрейд"
Маску понравилось идея и в следующей прошивке - появился регистратор ;)
А то Маск такой тупой, и не знал, что регистратор, это хорошая и нужная вещь. Которая, кстати, в некоторых городах/штатах запрещена от слова совсем. И раз уж это регистратор, значит, камера расположена где-то впереди (смотрит вперед) не просто так ведь? Значит, он знал и планировал, просто ждал, пока народ сам об этом заявит.
Потом они всё оттестили и выкатили
Выпускать сырой автомобиль для теста над пользователями-владельцами, далеко не лучшая идея, тебе не кажется? Я думал, этим только АвтоВАЗ страдает, только при этом ни*** не делает для исправления.
Про регистратор - всё может быть. В любом случае, круто)
Не сырой автомобиль. Пользователи получают уже обкатанные улучшения, а не сырые.
Если оно было встроено изначально и не работало, а потом после обновления заработало - это камень в сторону производителя.
Представь, что ты ездишь на камазе, который по паспорту самосвал, по виду самосвал, но ездит, как обычный грузовик, несмотря на все работающие органы управления в салоне и полностью подключенную гидравлику. И через год-два, после подключения пк в сервисе, вдруг это все включается и начинает работать? Ты же понимаешь, что это бред?
А грузовик, выглядящий как грузовик, по паспорту грузовик, после обновления вдруг стал самосвал или даже тягач?
Другой вопрос, что прошивкой, они из хода в 400км, не смогут сделать 800 или 1000, это невозможно логически и физически. Точно также, как при отсутствии камеры, ты не активируешь регистратор :) Все просто.
А ты даже в сервис не ездил.
Вот! Именно поэтому, электромобиль должен стоить дешевле обычного среднестатического автомобиля на бензине.
Механика вся осталась прежней, как ни крути. Вот если бы на тесле за 12 млн была бы какая-нибудь магнитная подвеска, аннулирующая все ухабы и ямы дороги, делая спокойной езду по нашим ДОПам -я бы им сказал спасибо. А так, извините - те же аморты, те же колеса, те же диски/штамповки, та же подвеска, ну разве что аккумулятор расположен - но он тоже требует антифриза для охлаждения и подогрева акб. За батареей нужен усиленный контроль, т.к. литий очень не любит перегрева и переохлаждения.
Из поломок разве что исключаем двигательную установку - однако, электромотор, как и любая электроника, вполне может сгореть (по разным нештатным причинам).
За батареей Тесла сама следит, там ничего пользователю трогать ненужно. И за всем остальным - всё делает штатный комп, если что не так, он сам об этом сообщит. Ты можешь даже удалённо получить сервис, специалисты подключатся к твоему авто и может даже починят чего, если что. Вот оно будущее) В этой статье есть про электромотор, он рассчитан на весь срок службы электромобиля. И не было ещё случаев с моторами Теслы.
ты где нибудь видишь, где я говорю, что электромобиль это плохо, оставайтесь на бензине?
Особенно интересно, как это все работает в многоквартирных домах, где у каждого будет своя мини-электричка, а то и две.
А сами энергосети, просто так, новые подстанции, за свой счет, делать не будут. Останется что? правильно. Переложить свои риски (включая финансовые) на потребителей.
Когда он его брал, было подведено 3 фазы, но подключена 1.
У председателя спросил - тот дал добро (хозяин слова - слово дал).
Отец развел 3фазы, 1 на первый этаж, где машина, и 3 на второй, куда поставил станки. Полгода назад, председатель, хозяин слова (слово дал - слово забрал), отключает гараж папы с требованием восстановить однофазное подключение. Папа подал встречное заявление в суд и в электрсети. Электросети ответили - это нам нафиг неинтересно, разбирайтесь с председателем сами.
Единоличники идут лесом и вон из товарищества собственников жилья :)
Ну и как водится в России, у дома просто может не быть пространства под зарядную станцию/парковку. Там может быть либо детская площадка, либо газон/зеленые насаждения. За порчу которых, администрация неплохо штрафует, особенно юрлиц (а у нас простому гражданину нельзя взять и поставить свою зарядку и запитаться от подстанции (на которой может не быть мощности). И потом, как писалось выше, всегда найдется недовольный "личной" парковкой (о том, что там электрозарядка, ему пофигу), и будет блокировать и всячески портить жизнь владельцу.
В РБ может быть и работает - найдешь примеры в РФ (только не питер с москвой - у вас там какие-то свои особенные правила)?
Мы же говорим про то, что он единственный во всём дворе захотел электромобиль. Он же не виноват, что другие не хотят. Вот и делает всё в одиночку.
Я знаю многих соседей)
Вот эти все разговоры - может не быть, а может быть. А может у него есть места?) Может у него там вообще, подземный паркинг и всё как у людей, там вообще всё просто сделать будет.
Чтобы построить новый дом, нужно еще больше денег, места и согласований, включая электро и теплосети.
то наверное по кусочкам
развалилась бы наверное земля (С) Песенка из фильма
А потом - стоянка на таких местах с заклеенными номерами ;)
Будут вешать замки с общими ключами. И любители ДВС, обломаются)