Написать пост

MaxDM

Тестирование бензина прибором Октис-2

Каждый автомобилист иногда задумывается, качественным ли бензином заправляют его машину на АЗС. В продаже даже появился бытовой прибор для определения октанового числа бензина Октис-2.



У меня появилась возможность протестировать бензин на московских заправках и сравнить показания этого прибора с результатами тестов официальной аккредитованной лаборатории.

Стоит прибор 4900 рублей. В комплекте пластиковый чемоданчик, две резиновые прокладки, батарейки, инструкция и ксерокопия статьи из журнала "За рулём".


В инструкции к прибору есть фраза, выделенная жирным шрифтом: "Прибор НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН для использования в качестве измерительного средства при возникновении спорных ситуаций относительно качества бензина на АЗС.".


У прибора самый сложный процесс установки батареек, который я когда-либо встречал. Чтобы поставить батарейки, нужно отвинтить семь винтов, причём четыре из них с гайками, которые нужно ещё и не потерять. :)


Внутри трубки прибора видны три пластины датчика.


Октис-2 оснащён цифровым трёхсимвольным индикатором. Кроме кнопки включения/выключения есть кнопка "корр", нажимаемая острым предметом, которая используется как для сброса на ноль, так и для включения режима расширенной индикации.


Принцип измерения октанового числа основан на измерении температуры бензина и его диэлектрической проницаемости при этой температуре: http://www.findpatent.ru/patent/223/2231780.html.

Производитель предлагает два способа использования прибора: заправка через прибор и погружение в ёмкость с бензином.

Прибор, оказавшийся у меня, выпущен 27 января 2017 года. На коробке есть наклейка "Диапазон определяемых октановых чисел 70-110 Новая программа".


Как показала практика, использовать прибор, заправляя через него машину не получается. Глубина патрубка прибора не позволяет вставить в него заправочный пистолет до конца и при заправке пистолет "отщёлкивает". Если же пытаться нажимать на курок пистолета слегка, поток бензина слишком маленький и прибор показывает 00. От двух резиновых прокладок, идущих в комплекте, толку нет - они бы пригодились, если бы кончик пистолета входил в прибор до конца. Я пробовал заправлять машину через прибор на трёх разных АЗС, но прибор так ничего и не показал.


Пришлось пользоваться вторым методом, делая замеры, погружая прибор в ёмкость с бензином.

Пробы бензина брались на шести заправках - пяти сетевых: Лукойл, Газпромнефть, Роснефть, BP, Shell и одной несетевой: ФБ в Балашихе.

Первой заправкой, где была взята проба, стала АЗС Лукойл на Осташковском шоссе перед выездом на МКАД.


Здесь были взяты две пробы - обычный 95-й бензин и "улучшенный" ЭКТО-95. На обычном 95 прибор показал 94, на ЭКТО - 95.


Газпромнефть на внешней стороне МКАД на съезде к Ашану около Осташковского шоссе.


Бензин G-Drive 95. Октис-2 показывает 94.


Роснефть на внешней стороне МКАД перед Алтуфьевским шоссе.


На обычном 95 бензине прибор показал аж 97!


BP на внешней стороне МКАД перед Алтуфьевским шоссе.


Обычный 95 бензин, прибор показывает 95.


Shell на Дмитровском шоссе в Долгопрудном.


Бензин V-Power 95. Октис-2 показывает 96.


АЗС ФБ на Лихачёвском проезде в Долгопрудном.


Здесь только обычный 95. Эту цифру и показал прибор.


На всякий случай ещё на одной заправке Лукойл была взята проба 92 бензина. Прибор показал 93.

С пробами бензина я отправился в лабораторию и для начала измерил ещё раз все пробы прибором Октис-2, чтобы проверить стабильность его показаний.


Результаты измерений существенно отличались от того, что было измерено на АЗС. Предположительно причина в том, что при разных температурах прибор показывает разные значения.


При измерении прибором Октис-2 в помещении у всех образцов 95-го бензина прибор показал октановое число 93 и 94. Самое удивительное, что бензин с АЗС Роснефь, у которого сразу после взятия пробы на АЗС прибор уверенно показывал рекордное число 97, вдруг "превратился" в 94-й.

Далее все образцы были протестированы в лаборатории моторным исследовательским методом.


Бензин заливается в специальный двигатель и октановое число определяется по моменту начала детонации.


Результаты, которые я получил из лаборатории, существенно отличаются от того, что измерил Октис-2.


Оказалось, что 92-й бензин на Лукойле имеет большее октановое число, чем 95-й бензин на заправке ФБ.

Увы, реальные результаты существенно отличаются от того, что измерил Октис-2.


Наиболее неприятно то, что Октис-2 не смог "распознать" не соответствующий ГОСТу бензин с октановым числом 93.5 на заправке ФБ, показав для него значение 95.

Вынужден сделать вывод, что использовать его для определения качества бензина на заправках не стоит.

P.S. От сотрудников лаборатории узнал, что оказывается все большие сети АЗС раз в месяц берут пробы всех типов топлива со всех своих АЗС и сдают его в лаборатории, где контролируют не только октановое число, но и ещё множество параметров, связанных как с качеством работы двигателя, так и с экологией выбросов.

Отсюда.
6 комментариев 1нравится 1избранное
skymih
  • f1203
    28 фев 2017 в 15:11
    "Петролич" Энтерпрайз версия.
  • J1mm
    28 фев 2017 в 15:25
    Нафиг тогда он нужен такой? За 5 штук ещё.
    • Timur1976
      1 28 фев 2017 в 19:15
      Ну это как тот экономайзер в виде синей дилды в прикуриватель. Вроде стоит дорого, а внутри кондер и светодиод :)
  • pivanovmail
    28 фев 2017 в 20:29
    Такая большая статья и такой краткий итог - прибор говно.
  • fearmer
    01 мар 2017 в 10:32
    "За рублем" рекомендует...
    • CooLeroff
      01 мар 2017 в 12:03
      Слышно шуршание тугой пачки купюр у Главреда
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.