Написать пост

TZK
TZK

Вопросик.

Сегодня общался с неким Максимом В. Беседа зашла к сравнению конструкции грузовых и легковых авто.
И тут я задал ему вопрос который хотел бы задать всем. Макс на него ответа не знал.

И так вопрос. Почему на всех тяжелых грузовиках стоит барабанная система тормозов на пневматике, а не гидравлико-дисковая как на легковых авто.
90 комментариев нравится избранное
  • dZjeka
    08 сен 2009 в 18:42
    Из-за массы, диски в секунду сотрутся если фура 10-20 тонная начнет тормозить со 80км/ч, мне так кажется )))
  • Procyon
    08 сен 2009 в 18:46
    У меня есть несколько версий. Пневматика, в случае незначительной разгерметизации, не требует долива тормозной жидкости; проще подсоединять тормозной контур прицепа. Что касается вопроса про дисковые/барабанные тормоза, то я читал что различие между ними только в том, что дисковые тормоза более предсказуемо наращивают тормозное усилие, и более подходят для скоростных легковых авто. Для тяжёлых и неманевренных автопоездов такие тормоза не являются необходимостью.
  • Procyon
    08 сен 2009 в 18:48
    @dZjeka Ну можно предусмотреть любой подходящий размер диска/колодки, так, чтобы ничего не стиралось.
  • TZK
    08 сен 2009 в 18:49
    @Procyon Верно. можно расчитать и дисковые для грузовика.
  • dZjeka
    08 сен 2009 в 18:49
    @Procyon Я просто предположил, ни каких убеждения для этого нету)))) вполне можно поставить подходящие)))
  • Hunter777
    08 сен 2009 в 18:50
    Не забывай, что на грузовиках (фурах) есть моторный тормоз.
  • TZK
    08 сен 2009 в 18:51
    @Hunter777 Вопрос касательно только колесных тормозов.
  • Procyon
    08 сен 2009 в 18:52
    @Hunter777 Ага, ретардер
  • Hunter777
    08 сен 2009 в 18:52
    При этом на современных фурах стоят дисковые тормоза + приблуды ESP (+ для прицепа) + ABS (+ для прицепа) + блокировка заднего диф.
  • vamp756
    08 сен 2009 в 18:53
    У мня несколько мыслей — во первых — у тягачей должны тормозить все колеса в том числе и на прицепе — передавать тормозную ждкость в подвижный прицеп проблематично, при подсъединении нужно прокачивать тормозную систему. Поэтому используют пневмо. Там можно либо в шлангах передавать, давление выравнивается в момент, либо на прицепах свои компрессоры стоят.
  • Hunter777
    08 сен 2009 в 18:54
    И еще… Грузовик тормозит чаще всего задними колесами, особенно фуры… Поэтому почему-то никто не берет в расчет перегрев дисковых тормозов при пробеге фуры в рейс 800-1000км
  • TZK
    08 сен 2009 в 18:56
    @Hunter777 Блин Лех. Вопрос не в том. Лично для тебя немного перефразирую. В чем коорденальное отличие дисковогидравлической системы от барабанно пневматической.
    З.Ы. я хотел написать изначально что комбинированные системы не в счет, но посчитал это не нужным.
    З.З.Ы. Часто ты видишь на дороге грузовики грузоподъемностью 20т. и выше, на дисках?
  • TZK
    08 сен 2009 в 18:58
    @Hunter777 Ты очень правильно сейчас говаришь, развей мысль.
    З.Ы. если догадаешся погони немного с ответом, пусть другие подумают.
  • vamp756
    08 сен 2009 в 18:58
    И еще — у вагонов поезда тоже вроде пневматика, время от времени включатеся компрессор что бы создать нужное давление, это можно услышать невооруженным ухом :) Вывод — на большие расстояния тормозную жидкость толкать проблема, а поставив компрессоры — можно не беспокоится об утечках, перегреве тормозной системы и т.п.
  • TZK
    08 сен 2009 в 18:59
    @vamptheme В прицепах ресиверы, но на самом деле проще сделать там свою гидромагистраль, и не парится со всякими влагоделителями и т.п.
  • TZK
    08 сен 2009 в 19:00
    @vamptheme У тормозной жидкости другая проблемма, прочти комент Лешки, и подумай что может произойти с жидкостью.
  • vamp756
    08 сен 2009 в 19:04
    @TZK испариться
  • TZK
    08 сен 2009 в 19:04
    @vamptheme А до испарения?
  • vamp756
    08 сен 2009 в 19:05
    @TZK Перегреться, увеличится в объеме, порвать гидромагистраль.
  • vamp756
    08 сен 2009 в 19:07
    @TZK И многотонная херовина без тормозов = оружие массого уничтожения.
    А компрессор будет поддерживать давление постоянно
  • TZK
    08 сен 2009 в 19:09
    @vamptheme Ну магистраль не порвет она просто начнет «кипеть» и выйдет через спец клапан в бачке.
    Ладно про перегрев мы поняли, я намекну, чтоб добится «кипения» тормозухи нужно очень постораться. Подумай засчет чего вобще тормозит машина с точки зрения физики.
  • vamp756
    08 сен 2009 в 19:14
    @TZK Физика — шмизика :) Так, машина тормозит за счет трения колодок о барабан, благодаря давлению созданного в тормозной системе.
  • nooze
    08 сен 2009 в 19:14
    @TZK Перегретая тормозуха ни фига не эффективна при торможении, ибо сжимается намного больше «холодной»?
  • vamp756
    08 сен 2009 в 19:17
    @TZK еще у барабанов срок жизни намного больше, меньше затрат
  • TZK
    08 сен 2009 в 19:17
    @vamptheme Какая энергия в какую при этом преобразовываетя?
  • TZK
    08 сен 2009 в 19:18
    @nooze Не в этом суть, суть в самой температуре.
  • vamp756
    08 сен 2009 в 19:42
    @TZK А вот еще вариант, помомему в барабанах на пневмо система такая — что колодки не прижаты за счет мощного давления, если давления ослабеват — колодки опускаются и грузовик тормозит.
  • TZK
    08 сен 2009 в 20:14
    Ну если некто незнает думаю через пол часика можно говарить ответ.
  • zubrabubra
    08 сен 2009 в 20:15
    @TZK PV=nRT, T ростет, значит слева будет тоже рости — за счет увеличения давления и чуть чуть объема, то есть можем получить при перегреве самопроизвольное торможение?
    Вопрос почему тогда воздух так не будет перегреваться? Меньше теплоемкость? и соответственно быстрее отдаст все тепло наружу, жидкость греется медленее, но зато потом долго будет пар пускать — ну и вообще может перейти в газообразное состояние, а пузырьки в магистрали будут проще сжиматься, когда водила нажмет тормоз объем уменьшится, а температура константа, соответственно будет рости давление, но при увеличении давления уменьшается точка кипения — то есть жидкость будет переходить в пар, соответстсвенно будет не предсказуемость поведения тормозной системы в целом:
    1. полностью жидкость — всё ок, водила привык
    2. есть мелкие пузырьки — водила не ожидает — давить надо сильнее
    3. перешло в газ — машина плавится, у водилы нет тормозов, трения качения не достаточно что бы остановится, и фура уходит по касательной в точки движения в космос — груз не доставлен водила голоден
    так?
  • TZK
    08 сен 2009 в 20:19
    @zubrabubra Почти, но самоторможения не будет из за клапана сброса.
    Намекну, почем диски стали делать вентилируемые и т.п.
  • TZK
    08 сен 2009 в 20:20
    @vamptheme У грузовых барабанов срок службы не очень большой! меньше чем у дисков в авто.
  • zubrabubra
    08 сен 2009 в 20:21
    @TZK вентилируемые что бы охлаждать их, ибо метал при увеличении температуры будет желать расшириться — то есть будет идти к колодкам, которые будут тормозить, то есть если ты едешь и становится жарко, твоему двигателю придется бороться с тормозами?
    вентиляция за счет увеличения соприкосновения, и кол-ва дырочек делается, кстати?
  • EvilHomer
    08 сен 2009 в 20:25
  • TZK
    08 сен 2009 в 20:25
    @zubrabubra Вентиляция для охлаждения это да верно на все 100%. Расщирение диска не значительное, и даже если бы было значительным то поршень суппорта просто отошел бы назвд выпустив через клапан излишки жидкости (если бачек под завязку)
    Вопрос зачем нужно охлаждать диск?
  • TZK
    08 сен 2009 в 20:29
    @EvilHomer ИИиииии…
  • zubrabubra
    08 сен 2009 в 20:38
    @TZK теплое проще гнется, но тогда можно сменить металл на более прочный в данном плане, но он будет более хрупким в плане ударопрочности — можно расфигачить на кочках нафиг. но с другой стороны гнуться эта сволочь будет по всей окружности. можно взять карбон применяемый на F1, но тогда не дешевый грузовик станет совсем дорогим, в обслуге тоже.
    да и вообще может расплавится, потому что энергию грузовика придется скушать этим тормозам — энергия mv2/2 — то есть 30 тонн уменьшить скорость на 10 км.ч(3м/с) — потребуется поглотить — читай перевести в тепло через Fтр порядка 30*10^6*9Дж=27*10^7Дж~3*10^8Дж учитывая потери — дошло 10% или 300 мега джоулей хватит что бы согреть берилий(теплоемкость в два раза ниже воды, выше алюминия в два раза) 1 кг на 150 градусов, учитывая что мы передаем только 10% от работы трения, а можем взять более точные к-ты — видим плавящуюся машину.
  • TZK
    08 сен 2009 в 20:42
    @zubrabubra До плавления дело не дойдет, дисковая система перестанет работать намного раньше! И дело не в кипении жидкости, ее может быть до жопы, тормозить не будет по причине перегретого диска, а почему перегретые диски тормозят хуже или не тормозят вовсе?
  • EvilHomer
    08 сен 2009 в 20:45
    @TZK вообщем я никуя не понял к чему ты клонишь
    диск легко нагреть и относительно легко остудить, в зависимости от конструктива
    барабан-же относительно диска тяжелее нагреть из-за веса, материала, обьема.
    но и также тяжелее остудить.
    пневматика на грузовике действует для отжатия колодок от барабана, в случае поломки воздушной магистрали колеса блокируются и дальнейшее движение без воздуха не возможно
  • vamp756
    08 сен 2009 в 20:54
    @TZK Перегрев колодок = испаряются компоненты входящие в состав колодок, выделяется газ и получается токая пленка между колодкой и диском, а она снижат трение
  • TZK
    08 сен 2009 в 20:55
    @EvilHomer Да! Что есть торможение, это преобразование энергии движения авто в тепловую энергию, которая накапливается на диске, как только диск перегрет настолько что не может принять еще энергии, торможение с его помощью не возможно. Поэтому конструкцию диска стараются делать так чтоб он крайне быстро остывал, Восновном от ветра. Грузовик едит не быстро, и как говарилось выше сил на торможение груженой техники нужно больше в силу других энергий. диски будут перегреваться почти моментально. А барабан больше и накопить может больше!
    Это в кратце. Также рекомендую почесть ru.wikipedia.org/wiki/Закон_сохранения_энергии
  • dbond
    08 сен 2009 в 21:01
    Основной минус гидравлики — паровые пробки при закипании жидкости во время длительных торможений. И как следствие — потеря эффективности.
  • EvilHomer
    08 сен 2009 в 21:09
    @dbond не только!
    в случаее мнговенного ухода жидкости через разрыва магистрали,-полное отсутсвие тормозов
    у пневматики воздух в системе, не Сжимает колодки а РАЗЖИМАЕТ. В случае аварии колодки просто разомкнутся и грузовик остановится.
  • vamp756
    08 сен 2009 в 21:10
  • tmr
    08 сен 2009 в 21:11
    @TZK Так «тормоза на разжатие» уже ответ или еще нет?
  • TZK
    08 сен 2009 в 21:13
    @tmr ))))))) В дисковой системе относительно, суппорта тоже происходит расжатие колодок, а относительно диска сжатие. У дисков проблемма с теплоемкостью, поэтому они не подходят к грузовым авто.
  • dbond
    08 сен 2009 в 21:14
    @dbond Я думаю, что основная причина установки барабанных тормозов — экономика, дисковые эффективнее барабанных, но дороже. Посмотрите на отечественный автопром. До недавнего времени задние тормоза, а на некоторых марках и передние были барабанного типа. Как вы думаете почему отказались от барабанов в пользу дисковых? Неужели перешли на менее эффективную систему? Нет. Экономика рулит! Я думаю, что на грузовиках тоже со временем большинство тормозных систем будет дисковыми.
  • dbond
    08 сен 2009 в 21:15
    @EvilHomer Гидравлика как правило имеет два и более контуров. Плюс для автобусов массой свыше 5 тн. необходим трансмиссионный тормоз в качестве страховки.
  • EvilHomer
    08 сен 2009 в 21:16
    @tmr смысл таков:
    дисковые тормоза проще нагреть, при нагреве сила трения уменьшается, при дальнейшем торможении диск больше нагревается и сила трения все больше уменьшается, до той поры когда она вообще перестанет действовать. соответственно замедление прекратится, диск начнет остывать, под остынет опять появится сила трения и так до бесконечности.
    барабан-же из-за массы и объема тяжелее нагреть до такой степени, соответственно они! косвенно! более отказоустойчивы
  • vamp756
    08 сен 2009 в 21:17
    @dbond Исходя из этого = уже давно ставят
  • TZK
    08 сен 2009 в 21:18
    @dbond Переход на диски обусловлен тем, что барабаны не справятся с высокими скоростями. Наши машины быстро не ездиют, а диски спереди ставятся так как основное усилие идет на морду. Дисковые эффективней бесспорно. но у них есть минус, как и у барабанов, но минусы диска не приемлемы для грузовиков, или лучше сказать для бюджетных грузовиков.
  • EvilHomer
    08 сен 2009 в 21:20
    @dbond и не без этого
    + скорей всего нет таких технологий пока,
    тут на легковушке 2-х тонной вентилируемый 18 диск можно убить, заехав на горячую в лужу
    а прикиньте какие должны стоят на грузовиках, ну и конечно-же их стоимость, гораздо больше чугунной чушки
  • dbond
    08 сен 2009 в 21:20
    @vamptheme Там только преимущества дисковых перечислены, так не корректно! У дисковых есть еще один важный косяк — заклинивание колодок из-за перегрева скоб. На восьмерке сын ловил. Стал с новыми колодками на съезде с ТТК на Тульской, в час пик. Вот была веселуха. Две бутылки минералки вылитых на колодки вернули машину к жизни.
  • tmr
    08 сен 2009 в 21:21
    @TZK разжатие рабочей среды а не колодок я имел ввиду :))
  • TZK
    08 сен 2009 в 21:21
    @dbond Конечно только плюсы, они же их продают))
  • TZK
    08 сен 2009 в 21:23
    @EvilHomer Но можно нагородить такую систему как на фото, можно даже с 3 дисками, но это уже очень дорого и сложно. а барабаны простые.
  • dbond
    08 сен 2009 в 21:23
    @TZK Ну, вот, ты подтвердил мои слова! Сказав, что минусы диска не приемлемы для бюджетных грузовиков. Я же говорю — Экономика рулит!
  • EvilHomer
    08 сен 2009 в 21:25
    @TZK экономика рулит! :) (с) dbond
  • gregst
    08 сен 2009 в 21:25
    у меня такой вариант
    барабанные тормоза более защищены от грязи, снега, воды и тд.
    а грузовики значительно чаще ездят по грязным стройкам, складам и пр.
  • dbond
    08 сен 2009 в 21:25
    @tmr А, что распараллелить диски нельзя, чтобы снизить тепловую нагрузку? Плюс вентилируемые диски.
  • dbond
    08 сен 2009 в 21:28
    @TZK Интересно, где же такое чудо стоит?
  • dbond
    08 сен 2009 в 21:31
    Вот, нашел интересную статью по теме, читайте, кому интересно.
  • Tompson
    08 сен 2009 в 21:32
    @TZK дисковые не эффективней барабанных и в плане торможения (площадь контакта колодки с барабаном больше, да и усилие можно большее подвести), и в плане теплового баланса (площадь контакта с атмосферой для охлаждения у барабанов несравнимо больше, да и возможность создания развитых ребёр охлаждения, опять же, говорит в пользу барабанов. Насколько я знаю, дисковые тормоза вытеснили барабанные не из-за эффективности, а из-за времени срабатывания. Оно то как раз у дисковых в разы меньше из-за микронного зазора между колодкой и диском.
  • dbond
    08 сен 2009 в 21:38
    @Tompson Не угадал, есть совершенно противоположное мнение. Почитай статью там в середине есть описание сравнительных испытаний дисковых и барабанных.
  • Hunter777
    08 сен 2009 в 21:48
    @gregst При этом если в барабам попадет песок, то колодкам наступит пипец! Тут гуляя обратил внимание, но шасси автобусных Scania — стоят дисковые тормоза в круг!
  • Hunter777
    08 сен 2009 в 21:49
    @Hunter777 И еще развею миф. На все покатушках серьезных, на джипы ставят ДИСКОВЫЕ тормоза вместо барабанных на все оси!
  • Yareactor
    08 сен 2009 в 21:51
    @Hunter777 А на самолетах — реверс. :)
  • dbond
    08 сен 2009 в 21:54
    @gregst Дисковые защищать практически не требуется, с них вся грязь сама отваливается. По мотоциклам помню.
  • Hunter777
    08 сен 2009 в 21:56
    @TZK Ну например на Volvo FH с 1998 стоят дисковые тормоза + ABS, так что вижу их часто.
  • PaulTheTortoise
    08 сен 2009 в 22:01
    @TZK Энергия трения в тепловую. %)
  • Hunter777
    08 сен 2009 в 22:04
    @TZK Ну вот что вылезло из мозга. Исходя из выше описанного, важна дешевезна обслуживания трака. А барабанные тормоза по этому параметру выигрывают у барабанных. Плюс, грузовик затормаживает задние колеса — следовательно проще конструкция ручного тормоза.
  • TZK
    08 сен 2009 в 22:24
    @PaulTheTortoise Верно.
  • TZK
    08 сен 2009 в 22:24
    @dbond Все равно мало, паралельная система на схеме ниже есть.
  • TZK
    08 сен 2009 в 22:25
    @dbond В машинах как в природе, все взаимосвязано))
  • TZK
    08 сен 2009 в 22:29
    @dbond Тут. микроавтобус это грузовик средней тонажности, вывод, для грузовиков опять не подходит!
  • dbond
    08 сен 2009 в 22:47
    @TZK Я тоже нашел. Вот этот монстр LIEBHERR T282B имеет спереди двухдисковый тормоз. Задние тормоза обычные — дисковые. Механические тормоза включаются на скорости ниже 0,8 километра в час. Основное торможение происходит за счёт работы электромоторов в режиме генераторов.
    Длинна 14,5 метров, ширина 9 и высота 7,4м.
    Максимальный эксплуатационный вес — 661тн.
    Максимальная скорость — 64 км/ч.
    Максимальная полезная нагрузка — 363 тн.
  • TZK
    08 сен 2009 в 22:49
    @dbond У таких штук, должны быть мотор-колеса, электрические а основной двигатель это некий мегагенератор)). электрикой тормозить поще. Да и не забывай карьерники не расчитаны на скорость.
    Есть поговорка «любой тюненг начинается с тормозов» С тормозов начинается все современное машиностроение.
  • TZK
    08 сен 2009 в 22:51
    @dbond Прочел описание, что ты дал 360 тонн, охринеть, беларусы курят!
  • ecologiarus
    08 сен 2009 в 22:54
    @EvilHomer А пришла технология в автомир из железнодоржного транспорта, там примерно также организована система аварийного торможения.
  • loginoff
    08 сен 2009 в 22:56
    @TZK ну так это самый грузоподъемный самосвал
  • dbond
    08 сен 2009 в 23:03
    @TZK Я же ссылку на сайт специально дал, там написано, что это самый большой в мире грузовик. Обидно, что энергия от торможения рассеивается на резисторах. Аккумуляторы не умеют так быстро ее поглощать.
  • TZK
    08 сен 2009 в 23:07
    @dbond Я читал, что на формуле-1 тепловая энергия от тормазов, преобразуется в электроэнергию для каких то там систем.
  • vamp756
    08 сен 2009 в 23:24
    @TZK Ага, система рекуперации кенетической энергии (Kinetic Energy Recovery Systems — KERS)
    вики — Рекуперати́вное торможе́ние — вид электрического торможения, при котором электроэнергия, вырабатываемая тяговыми электродвигателями, работающих в генераторном режиме, возвращается в электрическую сеть.
    Рекуперативное торможение широко применяется на электровозах и электропоездах, где при торможении электродвигатели начинают работать как электрогенераторы, а вырабатываемая электроэнергия передаётся через контактную сеть либо другим электровозам, либо в общую энергосистему через тяговые подстанции.
    Аналогичный принцип используется на электромобилях, где вырабатываемая при торможении электроэнергия используется для подзарядки аккумуляторов.
    Проводились также эксперименты по организации рекуперативного торможения на обычных автомобилях; для хранения энергии использовались маховики, пневматические аккумуляторы (англ.) и другие устройства.
  • vamp756
    08 сен 2009 в 23:27
    @TZK Только это на формуле 1 не особо помогает как выяснилось
  • TZK
    08 сен 2009 в 23:28
    @vamptheme откуда такая инфа?
  • vamp756
    08 сен 2009 в 23:30
    @TZK Ну во первых оттуда же — с вики<b> «Впрочем, у «Формулы» с её мощным двигателем разгон на малых скоростях ограничивается сцеплением шин, а не крутящим моментом. На высоких же скоростях использование KERS не столь эффективно. Так что, по результатам сезона-2009, оснащённые данной системой болиды не демонстрируют превосходства над соперниками и скорее уступают им на длительных дистанциях.»
    А во вторых сам смотрю ф1 и действительно керс на ф1 — мертвому примапара, в ф1 95 процентов все зависит от мастерства пилота
  • mumi
    09 сен 2009 в 08:23
    @Yareactor А на велосипеде — ноги!)
  • HanSolo
    09 сен 2009 в 08:42
    всё просто:
    не надо смешивать дисковые\барабанные тормоза и систему их приведения (пневмо\гидравлика)
    1. дисковые тормоза ДОРОЖЕ. поэтому на грузовиках ставят более дешевые, барабанные.
    2. пневматика действительно пришла от жел.дороги, но причина тоже банальна. Грузовик-ведущий по умолчанию должен принять ЛЮБОЙ кузов\прицеп\полуприцеп. (в зависимости от заказа\исполнения)
    а как вы подключите полуприцеп или прицеп(2 прицепа) на гидравлике? а никак.
    Только шланг для воздуха — и проблема решена.
    Кстати, щас модно стало делать и амортизаторы на воздухе. Я видел как прицеп на стоянке стоял почти на колесах, потом грузовик завёлся, и прицеп «поднялся».
    во многих автобусах это уже давно реализовано, пассажирам ехать более комфортно.
    т.е. на пневматике совместили как тормозную систему, так и амортизаторы.
    3. + пневматика — это дополнительно по соображениям безопасности. пока в КАМАЗе компрессор не даст рабочее давление — он не поедет. Работает принцип «от противного». нет давления в системе — автопоезд(автобус) не поедет.
    4. воздух более экологичен, в случае повреждения не сольётся на землю и не загрязнит окр.среду. мелочь, а приятно. :-)
  • Yareactor
    09 сен 2009 в 08:44
    @mumi А на роликах — задница! :)
  • mumi
    09 сен 2009 в 08:45
    @Yareactor А на водных лыжах — земля!
  • zubrabubra
    09 сен 2009 в 11:24
    @HanSolo я правильно понимаю, что тот же баллон вернее система используется для накачки шин если слегонца приспустило, то дальнобойщик цепляется к компрессору, и подкачивает шины? а так компрессор используется в штатном режиме для создания давления?
  • HanSolo
    09 сен 2009 в 12:31
    да, именно так.
    я даже боюсь представить, что такое для водителя автопоезда накачать 8-14 колес, если они спустят. это кочмар!!!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.