Бали: Транспорт
Хэлоу, миста! Транспорт? Такси? — слышно десятки раз в день, только лишь стоит выйти из гостиницы, магазина или ресторана. Подвести вас куда-нибудь готов почти каждый встречный. За определённую плату, разумеется.
Настоящие такси составляют немалую часть четырёхколёсных участников движения. В отличие от привычного нам (и всяким там американцам) желтого цвета, на Бали такси раскрашены в самые разные цвета — серый, голубой, бежевый, белый, зелёный, означающие принадлежность одному из таксомоторных парков. Больше всего встречалось голубых Bluebird — комфортабельных и неторопливых Toyota.
Кроме них запомнились бежевые такси, похожие на Nexia и очень дерзкие на дороге. Вроде наших газельщиков и бомбил :) Такси ни разу не брал, поэтому ничего интересного про них рассказать не могу. Зато, 10 дней прокатался на скутере.
Скутеров на Бали раза в 4 больше чем автомобилей. Мелкие, юркие, втиснутся с любую узкую улочку, обгонят любое авто со светофора, проедут по встречке и тротуару, и вообще не знают, что такое пробка)
Как оказалось, на скутере-табуретке вполне можно ездить втроём или даже вчетвером, перевозить детей, животных, серфы и ещё много всякой всячины.
90% скутеров — это Suzuki и Yamaha. Хотя, встречаются и раритетные экземпляры вроде этого:
В городах взять скутер напрокат можно на каждом шагу. Стоимость зависит от места (у отелей дороже), возраста, объёма движка, автомата/механики и просто от наглости предприимчивости владельца.
Когда брал скутер в первый раз, отошёл метров 300 от отеля, заглянул в какой-то Rent-a-Bike. Стоит около 20 скутеров.
Договорились о цене, оформили договор — ФИО, отель, номер прав (как-то сложилось, что всегда оформлял аренду на Владимир Путин (С), а они не могли произнести и называли меня Адима). Кстати, по договору страховка составляет целых аж 150$ :)
Адекватной ценой можно считать 40 000 рупий в день (около 110 рублей). Плюс рублей 25 в день на бензин :)
Выбрал наугад какой-то Suzuki с 125сс в брюхе, мне его выкатили. Стою, смотрю, улыбаюсь. — Что-то не так?
— Да не, всё ок. Просто ни разу не водил мото.
— Хе-хе. Смотри — вот так заводить, вот тормоза, вот ручка газа, вот поворотники и свет. Понятно?
— Эм… Да, спасибо.
Сел, прокатился чуток. Вроде несложно. Ну, вперёд!
Движение на Бали левостороннее и с первого взгляда напоминает броуновское, с непрекращающимися гудками со всех сторон. Первые минут 15 ехал очень осторожно, осваиваясь на новом транспортном средстве в новых дорожных условиях :) Как потом оказалось, всё довольно просто: можно ехать по встречке и тротуару, можно пить за рулём, можно не смотреть по зеркалам, на красный можно повернуть налево, но желательно всегда быть в застёгнутом шлеме и все свои манёвры сопровождать предупредительным гудком. Реально, там очень высокая культура вождения)
Пару слов о бензине. 90% бензина и газа импортируется из ОАЭ. На индустрию авто(мото)заправки установлена государственная монополия. Это значит, что у вас есть два варианта. Первый — за 17 рублей/литр вы заправляетесь на цивильных заправках Petramina, которые встречаются раз в 5-10 км.
Второй — за 18-22 рублей/литр вы заправляетесь буквально на каждом шагу таким вот образом:
Максимальная скорость движения — около 60 км/ч, больше мало кто разгоняется из-за постояных перестроений скутеров. Пробок как таковых не встречал, правда были затруднения на светофорах около крупных городов и внутри них, да и в маленьких случалось, если перекрывали пару улиц для какой-нибудь религиозной церемонии. Дороги просто изумительные, хоть и не очень широкие (центральные трассы — по 2 полосы). Такое ощущение, что в асфальт добавляют что-то каучуковое — он очень гладкий и немного упругий. Встречаются интересные вещи вроде лежачего полицейского-зебры.
О, знаки! Это вообще отдельная история :) Возникает ощущение, что некоторые из них каждый раз придумывают заново.
Да и вообще довольно интересные экземпляры встречаются.
Есть даже двухслойные :)
Не все дороги одинаково хороши, если ты едешь на скутере. Например, под вечер над рисовыми террасами появляются плотные облака мошкары, и когда пролетаешь сквозь такое, потом долго ещё приходится промаргиваться и отплёвываться :)
Или, например, горные дороги сквозь облака, когда может немного ливануть и в тело вонзаются сотни ледяных игл.
Зато, большинство дорог доставляет огромное удовольствие — заваливаясь на бок, закладывать крутые повороты в тропических лесах, почти отрываться от земли, разогнавшись перед небольшой горкой на лавовых полях или просто выжимать все силёнки из своего байка, летя сквозь тёплый воздух по уходящему в точку на горизонте шикарному полотну.
В общем, первое знакомство с мото оставляет неизгладимое, жутко приятное впечатление. Жаль, что московские погодные и дорожные условия не позволяют завести себе железного коня :( К слову, на Бали его можно оставить в любом месте и на любое время, и совершенно не беспокоиться, что с ним что-нибудь случится. Шлемы можно не таскать с собой, а вешать на ручки и зеркала. Пару раз даже забывал ключ в зажигании на часок — и ничего)
Ну да хватит о мото. Давайте ка о машинках. Их мы тоже брали полтора раза :) Первой была комфортабельная новенькая 7-местная Toyota Avanza.
Вообще, нам обещали какую-то небольшую новую Suzuki, но кто-то её задержал, и они предложили большое авто по цене маленького — 200 000 рупий за день (550 рублей). Желания ходить по другим Rent-a-car не было, поэтому сопротивлялись недолго :) Машинка оказалась очень приятной, хотя поначалу отбил правую руку об дверь, по привычке кидая её на рычаг КП. Ну и минут 20 потребовалось, чтобы избавиться от дискомфорта нахождения над правой частью полосы)
Второй раз решили немного сэкономить и за 330 рублей взяли Suzuki Katana, который был заметно старше меня) Причём в нашем любимом месте его не было, и ребята съездили за ним к "друзьям". Оплатив, двинули в сторону отеля. Это было просто ужасно — передача дай бог если врубалась со второго раза, тормоза фактически не работали, короче через 10 минут я вернулся поменять его обратно на скутер. Пока оформлялись, ребята отвезли старичка обратно, а по возвращении обрадовали тем, что хозяин удержал 50% арендной стоимости за отмену заказа. Как оказалось, это было прописано в стандартном договоре аренды, стоило бы предварительно ознакомиться. Ну что ж, скупой платит дважды) Но лучше потерять 150 рублей, чем влететь кому-нибудь в задницу или вообще встать где-нибудь посреди незнакомой деревушки :)
60% автомобилей — это Toyota и Suzuki. Ещё 20% — Daihatsu, Mitsubishi и Isuzu. Среди остальных встречаются Honda, Nissan, Hyundai, Mazda, Kia, BMW, Mercedes. Встречаются как совсем новенькие, так и совсем старенькие :)
Полиция и всякие там патрули предпочитают Mitsubishi.
Ну и вот таких хватает:
Ничто человеческое им не чуждо :)
Кстати, на последнем фото в правой нижней части знака можно увидеть металлический квадратик. Это специальная метка, которую полицейские выдают транспорту, связанному с туризмом. Она фактически даёт право безнаказанно вытворять на дороге всё, что взбредёт в голову, без страха быть остановленным и оштрафованным.
Расскажу ещё немного о номерах. Они бывают трёх цветов: чёрные — частные авто и мото, жёлтые — коммерческий (в т. ч. туристический) транспорт, красные — государственные. Ну ещё специальные номера у полиции и патрулей. Кого от кого защищает Tourist Police? :)
Номера выдаются на 5 лет, по истечении срока надо уплатить налог и получить новые. Сам номер при этом обычно остаётся, потому как красивые комбинации там очень любят :)
Обычный номер составляется по следующему шаблону: первые буквы — код острова (в Индонезии более 2000 островов), 4 цифры, последние буквы — код города. Коды острова алфавитно упорядочены по удалению от столицы Индонезии (г. Джакарта, о. Ява). То же верно для кода города относительно столицы острова.
Количество цифр в номере можно сократить за отдельную плату. Или вообще заменить их на буквы. Ориентировочные цены: 4 буквы — 100$, 2 цифры — 150$, 1 цифра выдаётся только элите (например, сыночку губернатора острова :) ).
Ну и на десерт — местный прикол :)
P.S. Без навигатора там даже и не думайте куда-нибудь съездить :) Моим спасением в хитросплетении узеньких улочек был IGO 8 с картой Бали полугодичной давности) А точней, очаровательный штурман, которая нежно обнимала меня сзади, согревая вечерами и в дождь, и нашёптывала на ушко расстояния до поворотов ;) Первоисточник: http://mrxiii.livejournal.com/29230.html 1300 фото из Бали: http://fotki.yandex.ru/users/mrXIII/album/57856/
Настоящие такси составляют немалую часть четырёхколёсных участников движения. В отличие от привычного нам (и всяким там американцам) желтого цвета, на Бали такси раскрашены в самые разные цвета — серый, голубой, бежевый, белый, зелёный, означающие принадлежность одному из таксомоторных парков. Больше всего встречалось голубых Bluebird — комфортабельных и неторопливых Toyota.
Кроме них запомнились бежевые такси, похожие на Nexia и очень дерзкие на дороге. Вроде наших газельщиков и бомбил :) Такси ни разу не брал, поэтому ничего интересного про них рассказать не могу. Зато, 10 дней прокатался на скутере.
Скутеров на Бали раза в 4 больше чем автомобилей. Мелкие, юркие, втиснутся с любую узкую улочку, обгонят любое авто со светофора, проедут по встречке и тротуару, и вообще не знают, что такое пробка)
Как оказалось, на скутере-табуретке вполне можно ездить втроём или даже вчетвером, перевозить детей, животных, серфы и ещё много всякой всячины.
90% скутеров — это Suzuki и Yamaha. Хотя, встречаются и раритетные экземпляры вроде этого:
В городах взять скутер напрокат можно на каждом шагу. Стоимость зависит от места (у отелей дороже), возраста, объёма движка, автомата/механики и просто от наглости предприимчивости владельца.
Когда брал скутер в первый раз, отошёл метров 300 от отеля, заглянул в какой-то Rent-a-Bike. Стоит около 20 скутеров.
Договорились о цене, оформили договор — ФИО, отель, номер прав (как-то сложилось, что всегда оформлял аренду на Владимир Путин (С), а они не могли произнести и называли меня Адима). Кстати, по договору страховка составляет целых аж 150$ :)
Адекватной ценой можно считать 40 000 рупий в день (около 110 рублей). Плюс рублей 25 в день на бензин :)
Выбрал наугад какой-то Suzuki с 125сс в брюхе, мне его выкатили. Стою, смотрю, улыбаюсь. — Что-то не так?
— Да не, всё ок. Просто ни разу не водил мото.
— Хе-хе. Смотри — вот так заводить, вот тормоза, вот ручка газа, вот поворотники и свет. Понятно?
— Эм… Да, спасибо.
Сел, прокатился чуток. Вроде несложно. Ну, вперёд!
Движение на Бали левостороннее и с первого взгляда напоминает броуновское, с непрекращающимися гудками со всех сторон. Первые минут 15 ехал очень осторожно, осваиваясь на новом транспортном средстве в новых дорожных условиях :) Как потом оказалось, всё довольно просто: можно ехать по встречке и тротуару, можно пить за рулём, можно не смотреть по зеркалам, на красный можно повернуть налево, но желательно всегда быть в застёгнутом шлеме и все свои манёвры сопровождать предупредительным гудком. Реально, там очень высокая культура вождения)
Пару слов о бензине. 90% бензина и газа импортируется из ОАЭ. На индустрию авто(мото)заправки установлена государственная монополия. Это значит, что у вас есть два варианта. Первый — за 17 рублей/литр вы заправляетесь на цивильных заправках Petramina, которые встречаются раз в 5-10 км.
Второй — за 18-22 рублей/литр вы заправляетесь буквально на каждом шагу таким вот образом:
Максимальная скорость движения — около 60 км/ч, больше мало кто разгоняется из-за постояных перестроений скутеров. Пробок как таковых не встречал, правда были затруднения на светофорах около крупных городов и внутри них, да и в маленьких случалось, если перекрывали пару улиц для какой-нибудь религиозной церемонии. Дороги просто изумительные, хоть и не очень широкие (центральные трассы — по 2 полосы). Такое ощущение, что в асфальт добавляют что-то каучуковое — он очень гладкий и немного упругий. Встречаются интересные вещи вроде лежачего полицейского-зебры.
О, знаки! Это вообще отдельная история :) Возникает ощущение, что некоторые из них каждый раз придумывают заново.
Да и вообще довольно интересные экземпляры встречаются.
Есть даже двухслойные :)
Не все дороги одинаково хороши, если ты едешь на скутере. Например, под вечер над рисовыми террасами появляются плотные облака мошкары, и когда пролетаешь сквозь такое, потом долго ещё приходится промаргиваться и отплёвываться :)
Или, например, горные дороги сквозь облака, когда может немного ливануть и в тело вонзаются сотни ледяных игл.
Зато, большинство дорог доставляет огромное удовольствие — заваливаясь на бок, закладывать крутые повороты в тропических лесах, почти отрываться от земли, разогнавшись перед небольшой горкой на лавовых полях или просто выжимать все силёнки из своего байка, летя сквозь тёплый воздух по уходящему в точку на горизонте шикарному полотну.
В общем, первое знакомство с мото оставляет неизгладимое, жутко приятное впечатление. Жаль, что московские погодные и дорожные условия не позволяют завести себе железного коня :( К слову, на Бали его можно оставить в любом месте и на любое время, и совершенно не беспокоиться, что с ним что-нибудь случится. Шлемы можно не таскать с собой, а вешать на ручки и зеркала. Пару раз даже забывал ключ в зажигании на часок — и ничего)
Ну да хватит о мото. Давайте ка о машинках. Их мы тоже брали полтора раза :) Первой была комфортабельная новенькая 7-местная Toyota Avanza.
Вообще, нам обещали какую-то небольшую новую Suzuki, но кто-то её задержал, и они предложили большое авто по цене маленького — 200 000 рупий за день (550 рублей). Желания ходить по другим Rent-a-car не было, поэтому сопротивлялись недолго :) Машинка оказалась очень приятной, хотя поначалу отбил правую руку об дверь, по привычке кидая её на рычаг КП. Ну и минут 20 потребовалось, чтобы избавиться от дискомфорта нахождения над правой частью полосы)
Второй раз решили немного сэкономить и за 330 рублей взяли Suzuki Katana, который был заметно старше меня) Причём в нашем любимом месте его не было, и ребята съездили за ним к "друзьям". Оплатив, двинули в сторону отеля. Это было просто ужасно — передача дай бог если врубалась со второго раза, тормоза фактически не работали, короче через 10 минут я вернулся поменять его обратно на скутер. Пока оформлялись, ребята отвезли старичка обратно, а по возвращении обрадовали тем, что хозяин удержал 50% арендной стоимости за отмену заказа. Как оказалось, это было прописано в стандартном договоре аренды, стоило бы предварительно ознакомиться. Ну что ж, скупой платит дважды) Но лучше потерять 150 рублей, чем влететь кому-нибудь в задницу или вообще встать где-нибудь посреди незнакомой деревушки :)
60% автомобилей — это Toyota и Suzuki. Ещё 20% — Daihatsu, Mitsubishi и Isuzu. Среди остальных встречаются Honda, Nissan, Hyundai, Mazda, Kia, BMW, Mercedes. Встречаются как совсем новенькие, так и совсем старенькие :)
Полиция и всякие там патрули предпочитают Mitsubishi.
Ну и вот таких хватает:
Ничто человеческое им не чуждо :)
Кстати, на последнем фото в правой нижней части знака можно увидеть металлический квадратик. Это специальная метка, которую полицейские выдают транспорту, связанному с туризмом. Она фактически даёт право безнаказанно вытворять на дороге всё, что взбредёт в голову, без страха быть остановленным и оштрафованным.
Расскажу ещё немного о номерах. Они бывают трёх цветов: чёрные — частные авто и мото, жёлтые — коммерческий (в т. ч. туристический) транспорт, красные — государственные. Ну ещё специальные номера у полиции и патрулей. Кого от кого защищает Tourist Police? :)
Номера выдаются на 5 лет, по истечении срока надо уплатить налог и получить новые. Сам номер при этом обычно остаётся, потому как красивые комбинации там очень любят :)
Обычный номер составляется по следующему шаблону: первые буквы — код острова (в Индонезии более 2000 островов), 4 цифры, последние буквы — код города. Коды острова алфавитно упорядочены по удалению от столицы Индонезии (г. Джакарта, о. Ява). То же верно для кода города относительно столицы острова.
Количество цифр в номере можно сократить за отдельную плату. Или вообще заменить их на буквы. Ориентировочные цены: 4 буквы — 100$, 2 цифры — 150$, 1 цифра выдаётся только элите (например, сыночку губернатора острова :) ).
Ну и на десерт — местный прикол :)
P.S. Без навигатора там даже и не думайте куда-нибудь съездить :) Моим спасением в хитросплетении узеньких улочек был IGO 8 с картой Бали полугодичной давности) А точней, очаровательный штурман, которая нежно обнимала меня сзади, согревая вечерами и в дождь, и нашёптывала на ушко расстояния до поворотов ;) Первоисточник: http://mrxiii.livejournal.com/29230.html 1300 фото из Бали: http://fotki.yandex.ru/users/mrXIII/album/57856/
можно еще кстати посносить уродские офисные центры без праковок. типа построил себе офисный центр — получи в нем работу :)
Пожрать в ресторане от пуза 200-500 местных денег. По-нашему 20-50 баксов. Вещи и т. д. стоят там копейки.
Я после визита на о. Бали был приятно удивлен поведением водителей. При проезде перекрестков после включения красного сигнала светофора они еще некот время продолжают ехать, при этом те, кому горит зеленый, ничего не предпринимают (типа посигналить или сорваться с места сразу поле вкл зеленого). Я так понимаю, у них такое отношение к этому процессу: сегодня я тебя пропускаю, а завтра ты меня. В результате отсутствия соперничества между собой — минимальное кол-во аварий и сохраненные нервы.
Для балийца оклад 100-200$ в месяц считается очень хорошим. Поэтому оч много старых машин. Во время поездки в горы видел картину, как старенький джипчик не справился с углом подъема дороги( серпантина) и катился на аварийке под горку… и такое у них оч часто случается…
15 дней (14 ночей), проживание в 11 ночей 4* и 3 ночи в 3*, с завтраками, перелёт Трансаэро (туда эконом, обратно бизнес-класс) — итого 35000 руб. Ещё 25000 оставил там и в duty-free :)
А горные горные дороги такие покорял, думал, тоже обратно покачусь))
Про балийцев в скором времени напишу статейку. А также про флору и фауну Бали. Следите за обновлениями http://mrxiii.livejournal.com ;)
Да и доброта людская. Нашу машину стукнули, водители вышли, стоят, улыбаются, че-то поболтали минут 5-10 и разъехались =)
P.S.
А из нашего окна…
Видел одну только аварию, случилась прямо за моей спиной. 2 скутера столкулись. Не сильно, чуток помялись, но без травм. В тот же момент ВСЕ, кто это видел, остановились и подбежали помочь. Человек 15. В Москве такое возможно?)
Скоро будет в статье про балийцев тут: http://mrxiii.livejournal.com