• mikebutrimov
    18 дек 2013 в 12:20
    с этим, думаю, никто не спорит. Посему я и веду речь только о теории, которая позволяет исправить некоторые грубые ошибки на этапе как раз теории (в основном - касательно самого подхода к вождению).
  • mikebutrimov
    11 18 дек 2013 в 12:05
    Работаю я инженером в ИТ-подразделени, но все же вождение это далеко не хобби, а что-то вроде стиля жизни, переданного отцом с рождения. К слову, он, являясь одним из шеф-инструкторов академии Мерсердес, вбивал в меня теорию, практику, что можно а что нельзя - с раннего детства. И активно продолжает до сих пор, регулярно указывая на ошибки и сбивая спесь.
  • mikebutrimov
    5 18 дек 2013 в 11:55
    Принимается, и про руление я планировал поговорить в следующих частях, добавив картинки из моего любимого Богданова / Цыганкова, тем более что уж очень они хороши.
  • mikebutrimov
    18 дек 2013 в 11:54
    Согласен, от теории толку мало если нет практики. Тут есть небольшой тупик. Очень много вещей _НЕ_ стоит пытаться проверять на дорогах общего пользования. С другой стороны - есть много вещей, которые можно попробовать привнести в свою манеру вождения. Я с удовольствием расскажу чуть позже более подробно о школах контр-аварийной подготовки, в которых мне довелось (а надеюсь еще будет возможность) заниматься, пока что оставлю две ссылки, на основе которых и делюсь теорией / ощущениями.
    Это - АМК ФСО России (http://amk-fso.ru/Inc.files/training.html - осторожно, сайт пугающий)
    и Академия вождения Мерседес-Бенц (http://da.mercedes-benz.ru/ - сайт не пугающий)
  • mikebutrimov
    4 18 дек 2013 в 11:31
  • mikebutrimov
    4 17 дек 2013 в 20:30
    тогда для начала могу посоветовать "Э. Цыганков, O. Богданов
    Основы мастерства" и Богдановский же сборник рассказов/историй "Трамплин - полет". Вообще, скажу по секрету - эти две вещи (на самом деле три) издавались одной книгой и называлась она "Трамплин - полет. Из записок автогонщика" и включала в себя собственно сам сам сборник рассказов, историю о пробеге "Москва - Лиссабон", повесть "Степень риска выбирать тебе" про кольцевиков, и собственно "Основы мастерства". Там очень хорошо рассказано про то, что такое автомобиль. Доступно и хорошо дана база, которая с тех пор немного изменяясь перешла в Цыганковскую школу, или как там она у него теперь называется, где он ее преподает, и она же легла в основу школы подготовки водителей различных специальных структур.
  • mikebutrimov
    17 дек 2013 в 20:13
    нет, но если честно, сын одного в том числе шеф-инструктора Mercedes-benz Driving Academy. Так что в семье я и машина росли одновременно и дрючили меня с рождения. И продолжают до сих пор, регулярно показывая, рассказывая, сбивая спесь и объясняя ошибки.
  • mikebutrimov
    17 дек 2013 в 20:09
    совсем забыл. Вот пример из мира ралли, за рулем "один известный и слегка титулованный раллист". Я посторался поставить таймстамп на место, где камера все же смотрит внутрь кабины. http://www.youtube.com/watch?v=OcwbexpPMAk#t=210
  • mikebutrimov
    6 17 дек 2013 в 20:08
    Я же не старался утверждать однозначно. Я делал допущения исходя из доступных данных.
    Перекручивание и удерживания руля в крайних положениях - это противоспортивная техника. Просто так от нефиг делать - дергать рулем опасно. Но когда речь идет о скольжениях, о поворотах, где есть снос или занос - руль не должен замирать. Всегда должно быть поисковое руление, которое дает нужную информацию о покрытии, сцеплении и положении колес, оно не должно быть избыточным (иначе произойдет раскачка), компенсирующее руление так же не должно быть избыточным.

    Я честно говоря потратил не одну сотню часов на то, чтобы пощупать различные автомобили в различных режимах в двух наиболее любимых моему сердцу школах контр-аварийной подготовки. И таки да, могу сказать на сколько опасно избыточное и неточное руление в автомобиле, оборудованном системами стабилизации. Я бы даже сказал в некоторых случаях оно опаснее чем таковое на автомобиле, не оборудованном ничем.

    Ведь в случае избыточного руления, esp будет стремиться развернуть автомобиль в обратную сторону, туда, куда перекручены колеса, а при заносе единственный способ это сделать - это убрать тягу, загрузить управляемые колеса и полностью затормозить борт, в сторону которого нам надо довернуть. То есть, борт со стороны заноса. Что в таком случае esp и делает. Ведь она не знает, что водитель выходит из заноса, она считает что его тащит в правом повороте левым боком вперед и он изо всех сил пытается повернуть влево.

    В то время, как если перебрать с рулением на автомобиле без систем стабилизации, его (избыточное руление) можно скомпенсировать точно таким же избыточным газом, разгружая управляемые колеса и пробуксовывая ими, лишая их возможность быстро и эффективно изменять траекторию, зато давая возможность скомпенсировать излишнее руление, и выходить из заноса плаавно, долго и рыча двигателем.
    Надеюсь никого не обидел, просто очень уж много споров и срачей на тему систем стабилизации, при дальнейшем углублении в которые становится понятно, что многие просто не знают как они устроены и как автомобиль работает.
  • mikebutrimov
    32 17 дек 2013 в 19:07
    Я очень не хочу тебя расстраивать, очень долго я колебался, прежде чем писать ответ, но все же решился что расстрою. Потому что мышление твое ошибочно и несколько былинных своих ошибок ты решил переложить на машину. А зря.
    Разберем по пунктам. Я вовсе не претендую на угадывание манеры езды по комментариям, но некоторые выводы позволю себе сделать.

    1. Скорости вхождения в поворот. Тотальная неспособность оценивать дорожные условия (зимний вечер, снег на льду, перед затяжным поворотом скорость перед входом - 100 (+- 5 км/час)). В дополнение к этому оправдание своих действий ("я спешу") и вера в технологии ("у меня хакка7, и вместо того, чтобы профилактически пощупать, как сейчас держит резина, я буду валить на все деньги, потому что нокиан - клевая резина" (это кстати правда)). Исходя из этого можно на самом деле сделать вывод, что не 100 там было, но пусть будет 100, что для небоевого шипа в довольно широкой резине по снегу на льду уже довольно таки многовато.

    2. Манера входа в поворот. "сбрасываю постепенно перед ним, зад ерзнул чутка". Оо, это вообще чудесно. Во-первых стоит вспомнить как работает ECS (оно же esp,dcs и так далее во многих лицах). Любая система стабилизации, если сильно упрощать, ориентируется на одно логическое условие - машина ВНЕЗАПНО не едет туда, куда повернут руль. Если сбрасывать газ или тормозить на ПРЯМЫХ колесах ПЕРЕД поворотом (ну потому что все мы понимаем, что если возникает необходимость тормозить (дотормаживать) в повороте - скорее всего была ошибка на входе) то жопу никуда не закинет потому как неоткуда взяться силам, ее закидывающим. Ну можно сказать что иногда на кочках может начать слегка подтаскивать, но реально это означает что сзади фактически слики. А вот если сбросить газ с перепугу (куда это я так валю в повороте, не попадаю я никак). то жопу вполне себе закинет.

    А теперь начинается интересное.

    3. Манера прохождения поворота. ECS (ESP etc..) смотрит на то, куда смотрит руль и на то, куда едет машина. Если эти направления не совпадают, есп начинает предпринимать действия по выходу из критической ситуации, которую допустил водитель. Что сделал ты. Ты крутанул руль "в сторону" заноса и прибавил газу. Хороший навык. Крутанул скорее всего слишком поздно (наверняка ехал полулежа, расслабленно, торопясь, ну все так ездят, ведь это не по-гонщецки - сидеть с прямой спиной и правильно лежащими руками на руле) и слишком сильно, и вместо того, чтобы оставаться в дуге и плавно выходить из заноса, руля при этом туда, куда хочешь приехать (а мы всегда рулим быстро и туда, куда хотим приехать, а не "в сторону заноса", потому что очень легко перекрутить руль, передержать его в крайнем положении и второй хлыст уже не поймать), пытался подтянуть себя газом, руля хрен знает куда и абсолютно не давая есп ловить машину, если сам это сделать не смог. А уж то, что ты развитие аварийной ситуации проспал говорит о том, что вместо выхода из заноса, машину пришлось доворачивать. Это какой же угол был достигнут.

    Итог - много ли времени было выиграно?

    Второй сценарий - опять излишняя скорость на входе, опять скольжение, опять борьба с ним. А ведь любое скольжение - потеря скорости. И даже знаменитая "езда по-раллийному" в большинстве случаев - единственный способ внести еще один канал в средства управления машиной - к рулю добавляется управление тягой. Это издержки спорта и покрытия, в обычной жизни их нет, заскользил == проиграл. Так что даже твои завышенные скорости не приводят к выигрышу по времени, ты все равно проигрываешь даже тут. Так в чем виновата машина, а в чем - манера вождения?