Написать пост

Gwynnbleidd

Электронные ассистенты вождения. Опасность?

На выходных встретился с одним знакомым по делу. И рассказал он мне такую историю, заставившую задуматься.

У него Volvo XC 90 2008 что ли года. И оборудована она системой "контроля слепых зон" (шведы обозвали ее "BLISS"). Ездит он на ней три года. Реализована упомянутая система наверное многие знают как - в зеркала встроены камеры, которые контролируют заднюю полусферу и в случае наличия там авто - зажигает лампочку в районе угла двери где твиттеры-низкочастоники.

Так вот это все к чему. Пришлось ему давеча ехать в сумерках на корпоративной тиане без подобной приблуды. Едет. Хочет перестроится. Бросает взгляд НЕ В ЗЕРКАЛО а на твиттер, закономерно не видит там лампочку (внезапно да?), перестраивается .... Аккурат в бок миникуупера. Хорошо хоть плавно, мятое железо да два часа на ожидание гайцов.

Отвык, вот оно как. А ведь блисс это считай прошлый век. Сейчас то мы имеем адапивные круизконтроли, системы автоторможения, системы мониторинга усталости, сервоприводы руля ( да да, руль без жеской связи с колесами!), автопарковщики... И если раньше эти плюшки были уделом дорогих премиум моделей, то сейчас - пожалте, хоть в в фордфокус.

Не деградирует ли водитель от этого? Не становится ли он опаснее? Ваще мнение..
71 комментарий 4нравится избранное
Olegovich
intersign
Kalashmatik
e46
  • vintyara
    7 08 июл 2015 в 10:31
    Сложно сказать. У меня папа - электрик, допуск какой-то там категории, работал на заводах крупных с большим напряжением. Он мне часто говорил - самые большие опасности подстерегают на самом деле опытных и старших мастеров. Почему?

    Потому что новичок - всегда на стреме, 10 раз перепроверит, 5 раз обернется и посмотрит и т.п. (ну мы не говорим о распиздяях).

    Работник по старше - 2 раза перепроверит, потому что он уже знает, где может быть опасность, и потом сделает.

    А вот ветеран - он уже на "своей волне". Он считает, что уже знает все, и может с закрытыми глазами сделать все. Его бдительность уже дремлет, если не спит. Вот тут очень часто и происходят травмы.

    Это я к тому, что и без электроники можно "напороться".
  • intersign
    17 08 июл 2015 в 10:33
    Автомобилем нужно управлять. Мнение строго моё, но если не хочется этого делать - надо ездить на такси. Опять же - зеркало это зеркало, а ассистенты - это лишь ассистенты. Зеркало, наверное, не зря его наверное этот "пережиток прошлого" оставили. Элементарно надо это понимать и смотреть не на "лампочку", а таки на зеркало. Фу на таких водятлов.
  • Moonshine
    8 08 июл 2015 в 10:38
    Я скажу больше - не только электронные помощники, но и современный комфорт (вот эти вот все шумоизоляции, адаптивные подвески, эргономичные кресла) всё больше и больше расслабляют водителя. Это в свою очередь уменьшает количество внимания, которое водитель уделяет вождению. И в конечном итоге неминуемо ведет к росту количества инцидентов, которые произошли именно из-за невнимательности водителя.
    • scl
      08 июл 2015 в 10:44
      +1
      все верно, водитель должен быть практически всегда на чеку...
      расслабляться увы нельзя за рулем
      а то можно даже стоя в пробке слушая музыку получить краном по голове,как недавно было на калужке в новой москве
    • dirty
      4 08 июл 2015 в 12:50
      Да? Может еще откажемся от автомата? Ну а че, давайте за всем следить. И на тахометр глядеть постоянно, и на лампочки всякие, еще елозить в кресле, чтобы полупопия удобнее разместить или спину поправить. Вот это вот все как раз отвлекает внимание от вождения. Твоя задача, пока ты водитель: следить за окружающей обстановкой, а не за машиной.
      • scl
        1 08 июл 2015 в 12:56
        да уж лучше на лампочки смотреть, чем вдруг на обгоне не смочь обогнать из за перегретого и заглохшего двигателя, а всё из за того, что не смотрите на приборы...
        на тахометр глядеть стоит,даже на автомате,банально можно поехать на пониженной передаче с непривычки
        друг у меня так новую мазду по мкаду перегонял :) еду говорит и не пойму, почему обороты большие,а передачи не переключатся,потом уже сообразил,не было бы тахометра, так бы и ехал :)
        • dirty
          08 июл 2015 в 12:59
          у меня автомат постоянно в D, поэтому этой проблемы нет. На тахометр гляжу просто для того, чтобы знать сколько оборотов. Вот и все. Говорю же опять, если с машиной все в порядке, то все эти задачи - переключение передач и т.п. (ABS ESP) должна за тебя решать машина. Ты же должен смотреть на дорогу и вокруг.
          • scl
            09 июл 2015 в 07:40
            а зачем же то глядите на тахометр,зачем вам обороты?:) у вас же всегда в положении D :)
            • dirty
              09 июл 2015 в 08:20
              не хочу раскручивать выше 2500 :)
              • scl
                09 июл 2015 в 08:23
                скучно:)
                • remington12
                  4 09 июл 2015 в 09:10
                  Сразу вспомнился анекдот

                  — Вот скажите, святой отец… Я не пью, не курю, блюду свой моральный облик. Работаю как вол. Правильно ли я живу?

                  — Правильно, сын мой. Но… Зря…
              • Gwynnbleidd
                09 июл 2015 в 08:51
                ээээ....больше 100 не ездишь чтоль?
                • dirty
                  09 июл 2015 в 13:48
                  езжу, но в городе не успеваю больше ста разогнаться никогда.
      • Moonshine
        5 08 июл 2015 в 14:23
        Да, но не только следить - нужно еще чувствовать дорогу по которой ты едешь. Зимой это особенно актуально. И чтобы качественно следить и чувствовать нужно быть ближе к машине, чувствовать как работают шины, подвеска, двигатель. Нужно быть в тонусе и быть готовым к внезапным инцидентам. Но вот эти все комфортности наоборот расслабляют, снижают тонус и внушают ложную уверенность в стабильности движения. Ладно АКПП, я признаю что ручное переключение ближе к фетишу, чем к реальному увеличению чувствительности. Но есть много остальных нюансов которые разгружают водителя, уменьшают его обратную связь с дорогой и каким бы не был дисциплинированным водитель, его тонус и внимательность всё-равно понизятся.
        • dirty
          08 июл 2015 в 15:46
          ну это и есть следить за окружающей обстановкой. Выбирать тот стиль вождения, который наиболее подходит под окружающую среду (дождь, снег, гравий etc.)
    • CooLeroff
      3 08 июл 2015 в 15:25
      Не соглашусь:
      (вот эти вот все шумоизоляции, адаптивные подвески, эргономичные кресла)
      И вот почему:
      Хорошая шумоизоляция необходима, потому что от постоянного гула и шума внимание снижается из за усталости и постоянного шума и гула от дороги и работающих механизмов. Первые 600 км это может быть незаметно, но потом это сильно выматывает и приводит к увеличению аварийности. Особенно этому способвствуют всякие спортивные глушители и сабвуферы, но это уже у отдельных личностей...

      Адаптивная подвеска не есть помошник, она скорее рекламный ход, который владелец воспринимает как некую универсальность в машине. Хочу ввинчиватся на жесткой подвеске на серпантине, хочу мягенько скакать по кочкам - как то так...

      Эрогономичные кресла - это здоровье. Конечно весело кататься на табуретке и каждый раз выходить с болью в спине из за руля, но я считаю что удобные сиденья - это не роскошь, а обязательное условие современного авто.
  • scl
    08 июл 2015 в 10:40
    деградирует и еще как :)
    на своей шкуре уже убедился :)
    после своей 13шки чувствую себя не комфортно без камеры заднего вида садясь за руль приоры
    или забываю закрыть стекла,привык уже, что у меня автоматически закрываются :)
    я вот поражаюсь людям у которых поворотники включаются легким нажатием и люди ленятся даже просто прижать рычажок,а не то чтобы включить
    хотел себе такую же штуку замутить,благо очень легко реализовать, но передумал,обленюсь вероятно тоже:)
    а вот отдельную кнопку спасибо сделал :)
    электроника портит водителя по любому :)
  • D4nte
    6 08 июл 2015 в 10:43
    Не деградирует, как не деградирует от АКПП, АБС, ЕСП и прочих аббревиатур
    • k102
      08 июл 2015 в 17:15
      ну а где уверенность, что не деградирует с ними?
  • He1ix
    08 июл 2015 в 10:46
    Да, подобные вещи - зло. Штуки типа трекшн-контроля или АБС - полезны, они просто помогают управлять машиной, но не принимают решений за водителя, ну например, как в этом случае, безопасно перестраиваться или нет. К тому же вся эта электроника не застрахована от отказов и ошибок.
    • Shtif
      2 08 июл 2015 в 11:12
      Так такую же ситуацию можно и про ABS придумать. Привык человек в случае опасности тормозить в пол не думая о том что его может повести в сторону, сел на тачку без ABS и всё, кирдык. Хорошо хоть сейчас ABS ставят почти на всё подряд.
      • He1ix
        08 июл 2015 в 11:18
        Принципиально разные ситуации. Торможение в пол - ситуация крайняя. Перестроение - рядовая. И речь о том, что водятлы перестают справляться в рядовых ситуациях.
        • Shajtan
          08 июл 2015 в 12:26
          Торможение в пол - может, и край, но вот срабатывание АБС - далеко не редкий случай. Зимой - понятное дело, снег-лёд. Летом - пыль, мелкий гравий. АБС начинает трещать, даже когда слегка притормаживаешь. Скорее всего, реальной опасности не было-бы даже в случае блокировки - скорость не та на таких участках дороги, где есть гравий. Но всё-таки, напрягает.
          • He1ix
            2 08 июл 2015 в 12:34
            Зависит от настроек АБС. Я подобного поведения ни на одной из своих машин не замечал.
            • He1ix
              08 июл 2015 в 12:39
              Хотя вру, замечал. На двадцатилетней тойоте так было, когда датчик АБС голову делал. Но после пары таких срабатываний она соображала, что что-то не так, и выключала систему полностью.
  • klinsmann
    11 08 июл 2015 в 11:08
    Подобные вещи - радость. В той машине, где они есть.
    А то что человек отвык, не переключился, это уже проблема водителя, а не машины.

    Ведь если с АКПП сесть на МКПП никто ж не жалуется что самому надо переключать? :))

    ------

    p.s. BLIS 2008 и BLIS 2015 на вольво это две разные вещи. Точность современного блиса намного выше за счёт дополнительных датчиков.

    ------

    Автопилот хочу хотя бы пробочный. Опять же в вольве выпускают уже адаптивный крузак + queue assist, сама машина едет в пробке в пределах полосы (руль сама крутит на изгибах).
    • OlegTar
      08 июл 2015 в 11:58
      На вопрос-то автора ответишь?
    • Gwynnbleidd
      1 09 июл 2015 в 08:54
      p.s. BLIS 2008 и BLIS 2015 на вольво это две разные вещи.
      вопрос то совсем не в этом

      сама машина едет в пробке в пределах полосы


      от ТП которая влезет тоже сама увернется?
  • Katrine
    3 08 июл 2015 в 11:08
    В данном примере тут не деградация, а выработанная привычка на определенной машине. Аналогично можно было бы привести пример с правым рулем (когда водитель пересел с левого) или же переход с механики на автомат. Если бы водитель катался бы 1-2 дня на другой машине, он стал бы смотреть в зеркало туда куда нужно.
  • remington12
    3 08 июл 2015 в 11:16
    Деградация водителей началась уже давно. Где-то с появления электрических фар, дворников, электростартеров, тосола в системе охлаждения.
    • scl
      08 июл 2015 в 11:17
      ха ха :) то есть с того времени как появилось авто,раньше ходили пешком :)
      • remington12
        08 июл 2015 в 11:39
        Ну в посте же про деградацию водителей:)

        Не деградируют ли водитель без ежедневной физической нагрузки на руле с появлением ГУРа? Не становятся ли он опаснее?
        • scl
          08 июл 2015 в 11:42
          ну как бы да,я сейчас без усилителя,почувствовал быстро нагрузку :) но и в пробках уже не могу резко сманеврировать,то есть гораздо безопаснее вожу авто :)
          • intersign
            2 08 июл 2015 в 12:21
            Не, ну давай мы не будем сравнивать систему управления и ассистенты. От того, что я буду вручную подрулевым лепестком устанавливать на карбюраторе угол опережения зажигания и обогащать смесь на ходу - лучше я водить точно не стану. Поэтому придумали биметаллический, а позже электронный choke-контроль. Превозмогать тугой руль на противовесах также не поможет безопасности - придумал ГУР. Но все эти механизмы не влияют на принятие мной правильного решения. А вот описанные ТС ассистенты - это уже как раз деградация, да. Лампочка горит - можно перестраиваться - система на уровне инстинктов собаки Павлова. Жизнь - это не "1" и "0" - всегда есть отклонения.
            • scl
              08 июл 2015 в 12:32
              так то да,но все же без усилителя руля я сейчас лишний раз не дергаюсь,а раньше едва увидев окошко в пробках тут же маневрировал, сейчас уже не могу,за то безопаснее и для меня и для других:)
              первое время вообще жутко было,а сейчас уже привык, спокойно паркуюсь:)
              • intersign
                2 08 июл 2015 в 12:40
                Дали мне БМВ в 46-м кузове на палке погонять в своё время - я понял что убьюсь нафиг на ней. Провоцирует, сука, водить опасно. Я примерно понял, почему водители БМВ в городе нередко ездят как маньяки: иначе не получается, когда двигатель на любой передаче раскручивается как на холостых, тормоза с запасом, руль без задержек. Слава б-гу, понял, что не моё.
                • scl
                  08 июл 2015 в 12:42
                  так бывает, да:)
              • theFerret
                09 июл 2015 в 10:55
                У меня машина позволяет прыгать практически как угодно, но я этого не делаю, ибо доехать без происшествий для меня важнее, чем быстро доехать. Это всё-таки ответственность водителя, а не помощники и всё такое.
                • scl
                  09 июл 2015 в 10:58
                  разумеется от человека зависит тоже, но если нет физической возможности, то тем более ты этого не сделаешь или не будешь делать почем зря....
          • remington12
            08 июл 2015 в 12:43
            На тринашку ж есть установочные комплекты ЭУРа… Слесарь, который мне обслуживает авто, ездит как раз на тринашке с ЭУР.
            • scl
              08 июл 2015 в 12:45
              есть,да,от калины с переходником:)
              с другой стороны мне даже нравится больше без усилителя,не хватает его только в пробках
              а на парковке я легко и без него паркуюсь,ну и полезно...:)
            • scl
              08 июл 2015 в 12:48
              решил подвеску до отпуска не трогать,добью ее сначала , а потом переберу:) а потом первым делом займусь тормозами и уже может быть поставлю усилитель руля, но может быть,сперва хотел, а сейчас уже привык
    • scr1pt
      6 08 июл 2015 в 11:42
      даешь кривой стартер, блеать
      • scl
        2 08 июл 2015 в 11:43
        да тут наверняка мало кто знает, что это вообще такое:)
        я на уазе вдоволь покрутил в свое время:)
  • OlegTar
    08 июл 2015 в 11:47
    Деградирует. Но это прогресс, который не остановить.
  • OlegTar
    1 08 июл 2015 в 11:48
    Точно также как раньше знали офигенно сопромат, были инженерами крутыми, а щас всё через компы, и знаний не так нужно, наверное. Поправьте, если не так.
    • scl
      08 июл 2015 в 11:51
      к сожалению так
      • OlegTar
        08 июл 2015 в 11:58
        Спасибо
    • ustaszx
      08 июл 2015 в 12:25
      Кому надо, тот и сейчас знает. А выполнять расчеты компу куда лучше.
    • Mel
      2 08 июл 2015 в 13:57
      Вы еще вспомните как люди жили без электричества и канализации. По сравнению с ними мы тут вобще деграданты такие, что перенеси нас на 300 лет назад 90% наверно умерло бы в первый месяц.
      Это все плата за технический прогресс, какие-то знания и навыки со временем становятся не актуальными/не нужными
      • Urvin
        08 июл 2015 в 14:07
        300 лет назад — всего-то 1715й год.Если вы попадаете в город, то встречаете довольно развитое общество и технологии. Вашими базовыми знаниями, наоборот, можно только добиться успеха. Успех = еда, средство и почитания. На костре за изобретение лампочки Эдисона вас не сожгут.
        А если в заснеженную тайгу — то тут и во времени нет смысла переноситься.
      • Gwynnbleidd
        1 09 июл 2015 в 08:56
        развитая система воддопровода и канализации в Риме была 2к лет назад
  • J1mm
    08 июл 2015 в 12:21
    Когда-то и авто были как тракторы. Не становится опаснее. Если мы говорим, что в ближайшем будущем авто не нужен будет человек для доставки из точки А в Б. То и эти дополняющие системы становятся обыденными и повсеместно используемые. Разве что, любители старых авто будут страдать, но это уже их выбор =)
  • He1ix
    1 08 июл 2015 в 13:01
    А вот свежий баянец про ассистента, правда, другого.
  • xahgmah
    08 июл 2015 в 14:57
    Из электронных приблуд есть только задний парктроник (предыдущий хозяин поставил). Привык доверять только себе. Парктроник практически игнорирую. Для меня от него только одна польза - когда хочу поставить машину задом к стене так, чтоб багажник спокойно открылся (калитка в сторону), первый писк парктроника означает, что еще 15 см. назад и багажник упрется в стену, так что пора тормозить.

    А по теме сабжа - есть же в штатах разные права для любителей автомата и мешалки. Можно в будущем так же не давать ездить на обычной машине любителям автопилота.
    • Molodec
      08 июл 2015 в 16:35
      в РФ с недавних пор тоже разные права.
  • Rai
    08 июл 2015 в 16:13
    Моя следующая машина точно будет с неким автопилотом - адаптивным круизом с подруливанием и удержанием полосы. Не могу назвать это деградацией, но внимание именно дороге с годами уделяю все меньше...
    • Molodec
      1 08 июл 2015 в 16:39
      Вангую в будущем управление автомобиля превратится в хобби, как сейчас езда на лошади а обычное перемещение из точки А в точку В отдадут автопилотам.
      Да и уже есть понятие "автомобиль выходного дня", уезжают на треки и там ездят себе в удовольствие.
  • CooLeroff
    08 июл 2015 в 16:38
    Я - "за" электронные помощники. Потому что это всего лишь "помощник", который облегчают нашу жизнь.

    Вы привыкли готовить салатик в комбайне (это быстро, просто и безопасно, высвобождает время на другие дела), а тут пришли в гости, а там доска и нож. Вы попробовали готовить и отхватили себе полпальца. Кто в этом виноват? Комбайн?

    • Moonshine
      08 июл 2015 в 16:52
      Вопрос сформулирован не так. Вопрос сформулирован как: "Увеличивает ли использование комбайна риск оттяпать пол-пальца в случае если придётся пользоваться ножом или случае нестандартного использования комбайна".
      • CooLeroff
        08 июл 2015 в 18:11
        А, тогда отвечаю на вопрос: Да, увеличивает =)

        Но, я все равно считаю что пусть лучше ошибется электроника 1 раз из 10000000, чем человек ошибется 1 раз из 100. В этом и есть "добро" от использования электронных помощников
    • HierOS
      09 июл 2015 в 00:24
      ты чем читал? написано же, что чувак с вольво пересел в другую тачку и там блисса нет, вот и лоханулся т.к. лампочка не загорелась
      • Nexan
        1 09 июл 2015 в 01:39
        Да он не про то, вроде. В большинстве машин этот индикатор в самом зеркале и невозможно в него не посмотреть, даже если только за лампочкой следишь.
        • HierOS
          09 июл 2015 в 01:49
          а, ну так в посте и машина 08 года, сейчас то уже в зеркало вынесли
    • Gwynnbleidd
      09 июл 2015 в 08:58
      Вот вы тут развели, в вольво кривая реализация просто, даже у ситроена эта лампочка в зеркале горит, и написанно смотри падла в зеркало, лампочку ты всегда увидешь.

      во первых на заборе написано бабка полезла а там дрова.

      Во вторых ну на зеркале и что? Мозг привык не в блестяшку эту смотреть а лампочку искать. Похер где она
  • leon737
    09 июл 2015 в 07:50
    Вот если пересмотреть концепцию - лампочка горит постоянно и гаснет при наличии другого ТС в мертвой зоне. Тогда пересадка на другую машину не вызвала бы описанных в посте проблем.
    • severvam
      09 июл 2015 в 11:17
      На мерседесе так есть. Он ехал ровно по полосе (на трассе), я слева обгонял его. Заметил красную лампочку на зеркале когда подъехал близко. Мерседес не поворачивал, поворотник не включал. Шел прямо. Как я попал в мертвую зону - загорелась лампочка на зеркале.
  • theFerret
    09 июл 2015 в 08:36
    Давно мне эта тенденция не нравится, и даже не потому, что водитель расслабляется, а потому, что все эти системы могут отказать, и чем больше там софта - тем больше вероятность отказа (я с 91 года в промышленном программировании, про софт знаю немало).

    Но деваться некуда.
    • severvam
      09 июл 2015 в 11:18
      Да тут большинство людей связаных с ИТ, публика хабра, так что почти все вкурсе как софт пишется =)
  • k102
    09 июл 2015 в 11:20
    да плевать люди хотели на эти лампочки.
    не так давно в меня чуть не перестроился тоета рав4 (ну или что-то похожее). я вот прямо видел огромную желтую лампочку в его левом зеркале. я видел - а он нет.
    так что и то и то: и гаджеты всякие излишне расслабляют водителей и сами водители ездят часто уж слишком наплевательски
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.