Написать пост

ineXper

Язык водителей на дороге

И знать его, понимать общение на дороге уже становитсям признаком хорошего тона. Помните, ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость. Особенно на дороге.
Как и в жизни, так и на дороге, оказывается, существуют свои неписаные законы и правила. Вот только не все водители знают об их существовании. Скажем, вы уступили дорогу спешащей вслед за вами машине. В свою очередь, ее водитель ни с того ни с сего включил в ответ аварийную сигнализацию. А ведь таким образом он, оказывается, поблагодарил за то, что вы подвинулись ближе к правому краю проезжей части и создали ему благоприятные условия для обгона. О подобных световых сигналах знают во многих странах. Правда, не все этот язык понимают. А кто-то использует его абсолютно безграмотно: мигает фарами без всякого повода, пугает клаксоном соседей в ближнем ряду, а то и вовсе строит страшные рожи. Одним словом – создает нервозную и даже агрессивную обстановку. А ведь любой водитель признается: душа поет после встречи с вежливым и доброжелательным коллегой-водителем на дороге. По мнению самих водителей, такие сигналы помогают создать доброжелательную обстановку на дороге и повысить безопасность дорожного движения. Положительно относятся к их использованию и сотрудники Дорожной Полиции.
Давайте учить язык дорожного общения, чтобы правильно понимать друг друга. Вот какую азбуку сигналов сегодня используют водители… Самый распространенный сигнал на наших трассах — два кратковременных включения дальнего света. Это означает, что впереди по ходу движения сидят притаившиеся в засаде сотрудники Дорожной Полиции. Либо что по стороне движения встречного транспорта есть какая-нибудь опасность (ДТП, карстовый провал, открытый люк и т.п.). Получив такое предостережение от встречных водителей, не поленитесь поблагодарить их жестом руки, обращенной ладонью вперед. Как правило, мигают несколько встречных машин, так что этот сигнал вы, скорее всего, не пропустите. Один длинный «гудок» «дальним» в спину означает: «Дай дорогу!», а если в лицо или в бок (при маневрировании в городской толчее) — «Пропусти!». Второй вариант может сочетаться с длинным и рассерженным звуковым сигналом. Эта комбинация сигнала применяется также в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, выскочив на «встречную», водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину принять правее, чтобы благополучно разъехаться. Один короткий «выстрел» в лицо или в бок дальним светом в городском заторе означает: «Проезжай, пропускаю!». Актуален, когда, например, встречному автомобилю нужно повернуть, а «пробка» на дорогe мешает ему совершить этот маневр.
Есть очень хорошая водительская привычка — всегда включать сигналы поворота, даже если это, на первый взгляд, и не нужно. Запомните эту аксиому: «поворотники — язык водителя, тот, кто их не использует — нем.» Если вы уверены в том, что «поворотники» предназначены исключительно для указания направления движения, вы ошибаетесь — ими можно делать ещё массу всяких полезных вещей. Например, включение левого «поворотника» в крайнем левом ряду — просьба впереди едущему авто принять правее и дать возможность его обогнать. Применяется довольно редко, но в сочетании с «выстрелом» «дальним» дает неплохой эффект. Левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но пока не возвращается на свою полосу движения, — сигнал для остальных, тянущихся, например, за трактором машин, о том, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.
Если вы увидели, что едущий следом автомобиль включил правый указатель поворота и мигнул несколько раз «дальним», значит, вас догнал дорожный рэкет или старый знакомый, — этот сигнал обозначает просьбу остановиться у обочины. Вот несколько правил подачи предупредительных сигналов при помощи «поворотника»:
1. Если вы собираетесь повернуть на перекрестке, перед которым в непосредственной близости расположен еще один перекресток, не включайте указатели поворота до тех пор, пока не проедете первый перекресток.
2. После того, как вы повернули, не забудьте проконтролировать, выключены ли «поворотники». При плавном повороте автоматическое выключение сигналов может не сработать, что даст повод другим участникам движения выбрать траекторию, пересекающуюся с вашей.
3. Включайте указатели поворота не менее чем за 4-5 секунд до начала выполнения маневра. Не перенимайте дурную привычку не выключать указатель при правом повороте — это опасно.
4. Если дорога, по которой вы едете, поворачивает, а вы продолжаете двигаться по той же полосе и дальше, сигналы поворота не включайте.
5. При движении задним ходом включайте «поворотники» с той стороны, в которую будет поворачивать задняя часть вашего автомобиля.
На узких двусторонних трассах обогнать длинную фуру да ещё и с прицепом становится целой проблемой, поскольку за высоченным задом прицепа не видно ничего, кроме нового ведра, болтающегося внизу. Но «дальнобои», как правило, помогают совершить обгон, включая «поворотник». Левый обозначает: «Не суйся, впереди встречный!», а правый — «Давай, жми на гашетку — впереди свободно!». В ответ на такой жест после обгона принято несколько раз моргнуть «аварийкой»: «Спасибо!». Приятно иногда услышать после этого в спину басовитый короткий гудок: «Да ладно, нет проблем, езжай аккуратно…». Большие грузовики на трассе тоже уязвимы. В темноте, когда фура идет на обгон, ее водитель не видит, опередил он машину или нет. Считается правилом хорошего тона, если водитель обгоняемой машины мигнет дальним светом, давая понять, что фура может завершить обгон, не задев его.
Вообще «аварийка» имеет широкое применение. Аналогично случаю с дальнобойщиками, ею принято благодарить, если кто-то пропустил вас на трассе, заблаговременно перестроившись.Если лень тянуться к кнопке аварийной световой сигнализации (или она расположена в таком месте, что и на стоянке сигнал не сразу нажмешь), можете щелкнуть сначала левым, а потом правым «поворотником», что аналогично сигналу «аварийкой».
Моргание всеми указателями поворота весьма популярно в Европе, посему у нас этот сигнал понимают в основном транснациональные фуры и автобусы. Включение аварийной световой сигнализации на автомобиле, который совершил экстренное торможение, — информация для движущихся сзади машин о том, что впереди подстерегает какая-то опасность (ремонт дороги, авария, дорожный затор и тому подобное), не обозначенная соответствующими дорожными знаками. Также можно использовать следующие друг за другом нажатия на тормоз, водитель движущегося за вами автомобиля узнает об опасности по вашим сигналам тормоза. Этот сигнал в «пробке» означает «держи дистанцию».
Если же обогнавший вас автомобиль продолжает ехать с зажжённой «аварийкой», то это вовсе не означает, что он вас очень-очень благодарит, посмотрите, не включен ли у вас «дальний». Кратковременное включение дальнего света фар ночью — просьба встречному транспортному средству переключиться с дальнего света фар на ближний.
Что же касается звуковых сигналов, то пока водители не додумались «зашифровать» длиной или частотой гудков клаксона какие-либо сигналы, кроме сигнала о помощи. Поэтому главное, что нужно запомнить, — не сигнальте беспорядочно, ставя в тупик ваших соседей на дорожной полосе. Их реакция на ваши сигналы может быть прямо противоположной той, какой вы хотите добиться. Клаксон необходимо использовать, только если «гудок» может предотвратить ДТП либо для предупреждения других водителей или пешеходов о собственных намерениях. Можно выразить крайнее недовольство и возмущение троекратным нажатием на кнопку сигнала. От того, что вы будете вымещать гнев на клаксоне автомобиля, водители и пешеходы умнее не станут. Для обозначения своего присутствия просто сделайте «перегазовку», скрипните тормозами или даже остановитесь. Поверьте, что за такое благопристойное поведение вам воздастся сторицей. Помните: ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость, особенно на дороге, и пренебрежение ею имеет принцип бумеранга: когда-нибудь может ударить и по вам.
55 комментариев 21нравится 21избранное
AlienJust
koshkarjov
Ascold
Aperiked
tion
fade
Nichegoneponimay
gans013
KLUBS
FoxMulder
kwin
jsoon
abunbich
Mikhalych
mjax
shirixae
AlexNick
SkazochNik97
TBC
  • Penetrator
    23 ноя 2007 в 14:53
    Acut, плиз поставьте
  • Rai
    23 ноя 2007 в 14:55
    По-моему отличная статейка! Хорошо бы это изучать хотябы в автошколах…
  • Rai
    23 ноя 2007 в 14:57
    Ещё есть один забавный дорожный сигнал — непрерывной гудок, исходящий от десятков, а иногда и от сотен машин. Сигнал призван обратить внимание сотрудника ГИБДД, который управляет светофором, чтобы он его (светофор) переключил. Действенно, много раз видел :-)
  • quser
    23 ноя 2007 в 14:58
    @Rai Это просто ужас, когда так сигналят, это как раз признак невежливости.
  • ineXper
    23 ноя 2007 в 15:00
    @Rai Сам для себя узнал кое-что нового *стыдно прям*. Спасибо за поднятую тему, заставил порыться по сети;)
  • quser
    23 ноя 2007 в 15:03
    Кртуо! Спасибо! Очень нудная статья, распечатать всем и знать наизусть как ПДД последней редакции.
  • quser
    23 ноя 2007 в 15:03
    @quser «нужная», сорри за опечатку
  • Szasa
    23 ноя 2007 в 15:11
    Такие сигналы особенно важны на узких извилистых дорогах, где часто ездят большегрузные машины. Там нет возможности обогнать без выезда на встречную.
  • Rai
    23 ноя 2007 в 15:15
    @quser Ну иногда бывает так, что на одной дороге никого нет — и там зелёный минут по 10, а на другой — тысячи машин и стоят… а светофором управляет гаец — приказ начальства выполняет. Ну как тут не разозлиться? Когда 1000 машин одновременно гудит, это действует.
    Хотя да, прийти толпой в столовую и орать «давайте жрать!!!», это не вежливо… но иногда так хочется;)))
  • quser
    23 ноя 2007 в 15:15
    @Szasa >важны на узких извилистых дорогах
    Вообще на всех трассах, они у нас, в основном, двухполосные
  • quser
    23 ноя 2007 в 15:16
    @Rai Хочется (здесь и сейчас) и вежливость несовместимые понятия.
  • ineXper
    23 ноя 2007 в 15:17
    @Penetrator Спасибо. Поправил.
  • Szasa
    23 ноя 2007 в 15:22
    @quser Я думаю, что состояние наших дорог станет обсуждаемой здесь темой. Вопрос-то наболевший.
  • quser
    23 ноя 2007 в 15:37
    @Szasa Ну да) хотя я не имел в виду именно их состояние, я имел в виду их ширину))
  • Szasa
    23 ноя 2007 в 15:41
    @quser Я в том смысле, что состояние дороги (а не асфальта) — сложная характеристика, в нее можно включить и качество покрытия,и ширину, и наличие разметки, ограждений в опасных местах, съездов на обочину и примыкающие дороги.
  • volshebnik
    23 ноя 2007 в 17:04
    спасибо что собрали всё это в одну статью, было интересно прочтитать, хотя и всё это «хорошо известные в узких кругах» истины, соблюдайте ПДД и будьте взаимовежливы на дороге =))
  • madssme
    23 ноя 2007 в 17:57
    При выезде с парковки задним ходом как правило включают не указатель поворота, а аварийку. В принципе особой разницы нет, в любом случае выезжают задним ходом как правило только направо, налево через одну или несколько полос только камикадзе.
  • forforych
    23 ноя 2007 в 18:08
    Спасибо за статью!
    Из всего этого не знал добрую половину
  • dimka
    23 ноя 2007 в 18:10
    А если вы опасно обогнали машину по встречной (еле успели перестроиться назад, из-за чего обгоняемой машине пришлось слишком сильно тормозить), то она может «поругать» вас дальним светом в заднее стекло. Желание повторять маневр отпадает, да и просто неприятно. А вообще, обгоняйте, только если уверены:).
  • Modjo
    23 ноя 2007 в 18:13
    На счёт самого распространённого сигнала — улыбнуло :-)
  • ineXper
    23 ноя 2007 в 19:43
    @Modjo К сожалению, подают этот сигнал всё меньше…:(
  • novanova
    23 ноя 2007 в 21:31
    @Rai можно и просто в школах
    уже с пеленок прививать культуру езды:)
  • chekamor
    23 ноя 2007 в 21:34
    @novanova лучше с пеленок прививать культуру жизни + ум (культура езды сама появится)…
  • novanova
    23 ноя 2007 в 21:37
    @chekamor да.
    имплантировать в МОСК чип культуры и ума))
  • chekamor
    23 ноя 2007 в 21:41
    @novanova детям своим такое имплантировать возможность есть — и то хорошо;)
  • bitwixt
    23 ноя 2007 в 23:13
    вы бы как-то указали что статья не ваша.
    типа: «очень полезная статья. жаль не моя»
    а то некоторое время никак не мог понять что это мне напоминает.
  • Arhivator
    23 ноя 2007 в 23:37
    @ineXper Порекомендую эту статью преподавателям в своей автошоке;)
  • Devastator
    24 ноя 2007 в 00:04
    Большое спасибо=) еще бы хотелось, чтобы все это изучили и использовали на дорогах
  • tourer
    24 ноя 2007 в 00:38
    К сожалению, далеко не все понимают короткое включение дальнего, когда пропускаешь выезжающего со двора или совершающего левый поворот. В этом плане понравился Киев, IMHO там этим пользуются много. А вот у нас в Минске наоборот, многие моргают выражая недовольство, чтобы не лез.
    Сам попадал в неприятные ситуации, когда вроде моргнули езжай, а на самом деле никто уступать и не собирался. Так что аккуратно воспринимайте короткий дальний)
  • DZVlad
    24 ноя 2007 в 01:15
    Левый обозначает: «Не суйся, впереди встречный!», а правый — «Давай, жми на гашетку — впереди свободно!».
    как-то логике противоречит, нет?
    А вообще очень информативная статья, правда, на московских дорогах в основном используется аварийка когда тебе уступили и дальний свет когда очень надо;)
  • Kirpich
    24 ноя 2007 в 05:55
    Хорошая статья. Вежливость и взаимопонимание на дороге одни из важных составляющих безопасного движения.
  • asthmor
    24 ноя 2007 в 09:02
    @Modjo А с чего ещё начинать кодификацию «неписаных правил»?
  • asthmor
    24 ноя 2007 в 09:19
    @bitwixt А откуда это? Любопытно бы взглянуть, что там ещё водится.
  • WonderDog
    24 ноя 2007 в 11:33
    @DZVlad Никак это логике не противоречит. Если впереди идущая машина мигает левым, то тот, кто сзади, вполне логично может предположить, что сейчас она примет влево, значит, с обгоном надо подождать.
    А если мигают правым, то обычно и принимают вправо хотя бы чуть-чуть (если не имеется в виду вообще съезд на обочину).
    Плохо только, что нынешние дальнобойцы совсем забыли про эти сигналы. Раньше была вода мокрее и тава зеленее профи всё-таки были повежливей.
  • bitwixt
    24 ноя 2007 в 12:29
    @asthmor эта статья столько раз повторяется в нете, что я не вижу как можно найти первоисточник..
    кажется, чуть измененная версия того же: http://www.rallyfan.ru/driving/faq/behave_signals.php
  • astrix
    24 ноя 2007 в 18:42
    Ещё если ночью предупреждают об опасности мырганьем дальнего света, то спасибо можно сказать левым поворотником, вроде. Ибо руку ночью не видно
  • Penetrator
    24 ноя 2007 в 18:43
    @astrix Я думаю это непонятно. Я бы аварийокой моргнул…
  • astrix
    24 ноя 2007 в 18:55
    @Penetrator Да, тоже думаю, что от левого поворотника может передёрнуть водителя на встречной полосе. Просто где-то читал так, по-моему, даже на хабре.
  • uirobot
    24 ноя 2007 в 23:30
    знали бы все водилы этот язык аварий сократилось бы на много.
  • uirobot
    24 ноя 2007 в 23:38
    при понимании друг друга на дороге и настроение поднимается
  • savin
    25 ноя 2007 в 00:26
    иногда вовремя поданный сигнал другого водителя можете сохранить много денег
  • marazm
    25 ноя 2007 в 00:48
    @ineXper Это реально проблема. Был случай, на трассе Новокузнецк — Кемерово шёл в паре за аккордом. Вот хоть одна бы скотина мигнула. Скорость 180, пролетаем опору под развязкой, оглядываюсь в боковое: стоит сотрудник «Дорожной Полиции» с «измеряющим прибором»… на его лице можно было прочитать ооочень много новых слов. Ещё б секунды две и он нагрелся тыщ на 14 минимум.
  • marazm
    25 ноя 2007 в 00:51
    @astrix А вот это уже нужно руки отрывать создателям интерфейса авто. Мало ли какие ситуации. Бывает просто необходимио включить аварийку на скорости.
  • iBerlioz
    25 ноя 2007 в 01:10
    хорошая статья… правильная в основе своей…
    а вот меня вопрос мучать в последнее время стал — как показать сзади стоящему чтобы забытый дальний выключил или отрегулировал ближний… уж очень в последнее время таких много стало…
    =(
  • ineXper
    25 ноя 2007 в 01:54
    @iBerlioz На счёт отрегулировал ближний это ты зангул, вряд ли чего-то добьёшься =) А вот про забытый дальний в статье было, посмотри внимательней.
  • Telman
    25 ноя 2007 в 01:57
    Я уже писал о том, что нужно сделать возможность отмечать статьи как «избранное», так как много интересных статей, а ведь их потом не надйешь.:(
    ПС. Спасибо за статью, хоть все и знал, но все равно было полезно все вспомнить и еще раз это прочесть.
    Спасибо.
  • iBerlioz
    26 ноя 2007 в 01:43
    @ineXper ну я про сзади стоящих… впереди-то понятно, это не сложно… а сейчас почти на всех иномарках ближний регулируется…
  • shcoder
    26 ноя 2007 в 08:06
    @dimka хорошо запомнил совет бати после того, как один раз не успел обогнать и задел обгоняемого (глупый был. не опотный). А совет вот какой: перед обгоном всегда планируй два шага вперёд и один назад (минимум). Сейчас если не уверен что успею обогнать полностью — даже и не лезу, даже если есть возможность прижаться и разойтись в 3 ряда.
  • sancho
    26 ноя 2007 в 10:20
    Отличная статья. Все азы я в принципе уже сам изучил,конечно путем набивания шишек на своем лбу. Но вот новичкам думаю это должно стать мастхэвом! Хотя бы как бесплатное приложение к текущему ПДД:)
  • ineXper
    26 ноя 2007 в 10:49
    @iBerlioz Нет, я про то, что врядли кто-то поймёт про ближний. Другое дело, что выключат дальний. Всякое бывает, можно и случайно включить его.
  • Naser
    12 дек 2007 в 15:51
    Очень познавательно!
  • akral
    31 дек 2007 в 00:37
    @quser Очень херошая опечатка! Повеселили.:)
  • akral
    31 дек 2007 в 00:39
    @tourer В Вильнюсе (Литва) этот сигнал популярнее моргания про радары впереди.
  • akral
    31 дек 2007 в 00:41
    @iBerlioz По правилам. А в них указано — включить аварийку и бросать скорость, оставаясь в пределах своей полосы.
  • uzhas
    31 дек 2007 в 01:09
    @quser Хорошо, что не написал «нежная»:)
  • nooze
    24 авг 2009 в 22:46
    @iBerlioz Можно помигать задними противотуманками — понимают не все
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.