Написать пост

dinosavr

Обзор информации о безопасности дорожного движения в России.

При обсуждении поста по статистике аварийности в России возник вопрос
"Какие программы по уменьшению аварийности используются за рубежом и что происходит у нас?"


И так начнем с введения в ситуацию:

Кусочек с Википедии на тему "Безопасность дорожного движения"

"Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, кораблей, поездов, и т. п.) вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях — как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди. По данным ВОЗ, в мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн человек и около 50 млн получают травмы. Более 35000 погибает на российских дорогах, и более 40000 на дорогах США. По оценкам статистиков, с начала XX века на дорогах США погибли в ДТП более 3 миллионов человек, что превышает все потери США (650 000) во всех военных конфликтах (с 1775 года)."

Для общей информации будет полезно ознакомится с общей статистикой причин смертности в России http://tinyurl.com/nran7r

Из интересного там можно отметить следующие причины
# алкогольные отравления — 1,2 %
# ДТП — 1,9 %
# Самоубийства — 2,0 %
# Убийства — 1,2 %
Удивила высокая доля самоубийств и то, что вероятность убить себя алкоголем равна вероятности быть убитым кем-то =))
Хотя вру - алкоголь и курение определенно участвуют еще и в смертельных болезнях. В любом случае остальная информация полезна просто для общей осведомленности.

Далее вот еще информация из открытых источников
http://www.gks.ru/free_doc/2008/demo/osn/05-07.htm
Основные выводы по ней:
- на период с 1992 по 2007 год максимум смертности пришелся на 2003 год
- к 2007 году общий уровень смертности вернулся на уровень 1995 года
- смертность от транспортных травм на протяжении всего периода 1992 - 2007 в целом оставалась на одном уровне

С введением можно закончить. Переходим к основной теме.

Что происходит зарубежом
Как я понял, одной из базовых программ безопасности дорожного движения является шведская программа Vision Zero
http://ru.wikipedia.org/wiki/Vision_Zero с нее в дальнейшем была сформирована европейская программа снижения смертности на дорогах.

Думаю стоит ознакомится с принципами данной программы

Базовым принципом программы является недопустимость дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Данный принцип ещё называют принципом «нулевой терпимости», согласно ему нельзя относиться к смертям на дороге как к неизбежному злу, связанному с автомобилизацией.

Основной подход программы к этой проблеме призван снять с водителей основную вину за смертельные происшествия на дорогах, сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги, производители автомобилей. Разработчики программы понимают, что водители — обычные люди и будут ошибаться всегда. Однако необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам.


Средства реализации данной программы(см. по ссылке выше) думаю стоит обсудить ниже или в отдельной статье с учетом российской действительности.

Для ознакомления с общей ситуацией по БДД в мире можно воспользоваться вот этой ссылкой
http://en.wikipedia.org/wiki/Road_traffic_safety
Наибольший интерес вызывает таблица со сводными данными за 2003 год. К сожалению там нет РФ, а как критерий оценки используется параметр "смертность на один миллиард километров пробега", что сразу не позволяет связать с нашими показателями.

Небольшой сравнительный анализ наших показателей с европейскими
При поиске информации о нашей позиции в европейском рейтинге безопасности на дорогах выяснилось, что нас там вроде и нет (их аналитический отчет с результатами).
Программа европейская, ну и вообще это вроде наши проблемы, поэтому все вычисления нашей последней позиции в рейтинге видимо обычно проводятся по доп параметрам.

Вот ссылка на эту тему
ETSC: рейтинг безопасности автомобильных дорог стран Евросоюза.

Для тех кому лень читать ниже вырезка наиболее полезной информации из этой статьи.
Сорри за некоторое дублирование с вики, но иначе кусок был бы непонятным.

Согласно всё той же статистике, в 2001-2002 годах на дорогах Европы в среднем случалось 1,3 миллиона дорожно-транспортных происшествий в год, в которых погибали 40 тысяч человек, а 1,7 миллиона граждан получали ранения и увечья. Средний возраст погибших и пострадавших в ДТП составлял 45 лет. Традиционно для экономически развитых стран, ущерб подсчитывали в денежном эквиваленте - 160 миллиардов евро в год. Совет объединенной Европы всерьез обеспокоился таким положением дел, и принял стратегически важное решение: снизить в два раза показатели смертности на дорогах до 2010 года.

После принятия этого решения, страны Евросоюза стали жестче относиться к грубым нарушениям безопасности дорожного движения, вводить наказания в виде лишения свободы за разговор по мобильному телефону во время езды и корректировать свое законодательство, чтобы добиться только одного - снижения смертности. На сегодняшний день, странами ЕС на постройку безопасных скоростных шоссе и модернизацию дорожной инфраструктуры ежегодно тратится около 1,5-2,0 миллиардов евро.

По данным пресс-службы ГИБДД, в 2007 году в России в ДТП погибли 27 289 человек, то есть почти столько же, сколько 6-7 лет назад погибало во всех странах - членах ЕС. И это всего лишь в 193 973 дорожно-транспортных происшествиях. Не нужно быть семи пядей во лбу и выводить какие-то коэффициенты, чтобы подсчитать, что каждая седьмая авария в России - со смертельным исходом (привет официальной статистике). Для сравнения - в Европе в 2001 году каждая 32-ая авария оканчивалась гибелью человека.

Но самое печальное, что показатели смертности в нашей стране не только не снижаются, но постоянно растут. В 2007 году число аварий выросло на 3,6%, число погибших - на 3,4%, а число раненых - на 3,6%. Возможно, причина в росте автопарка.


Еще одно упоминание о нашем лидерстве в смертности на дорогах встретил на http://www.drive.ru/russia/2008/11/27/1889170.html

В рейтинге мы сидим на последнем месте с таким отрывом от остальных стран, что если хотим обогнать расположившуюся перед нами Латвию, нужно улучшать ситуацию процентов на 50. Кстати, самое низкое количество ДТП на 100 тысяч человек населения — на Мальте, в Голландии и Швеции.

Что делается для улучшения ситуации на дорогах РФ
Кроме того, что у нас есть
Федеральный закон о безопасности дорожного движения
и куча нормативных документов, у нас есть федеральная целевая программа
"ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В 2006 — 2012 ГОДАХ
" от 20 февраля 2006 г.

На сайте все прекрасно написано и обосновано.
Наиболее полезный раздел это статистика
http://www.fcp-pbdd.ru/statistic/
Вот группа ссылок на страницы с информацией по которым можно определить, есть ли реальное уменьшение смертности на дорогах или нет
http://www.fcp-pbdd.ru/statistic/news_detail.php?ID=8595
http://www.fcp-pbdd.ru/statistic/news_detail.php?ID=13849
http://www.fcp-pbdd.ru/statistic/news_detail.php?ID=2997
http://www.fcp-pbdd.ru/statistic/news_detail.php?ID=3007

Я считал и по цифрам у них вроде сходится и есть прогресс, хотя вроде бы ему только год.

Итого: Какие бы показатели в статистике не были, показатели нашей смертности на дорогах катастрофические по сравнению с Европой.

Вроде получилось достаточно много букв и дополнительной информации для ознакомления, поэтому я не буду касаться практической части реализации программы, а посвящу этим мыслям отдельный пост, где и можно будет оторваться.
Здесь я бы предложил вносить корректирующие поправки и подкинуть ссылок на дополнительные полезные источники информации, чтобы до конца проработать "теорию"

P.S.
Я обычно не пишу статей, поэтому, если необходимо выслушаю замечания по стилистике написания, оформления и т.п.
Буду рад, если это окажется кому-то интересным и полезным.
Спасибо.
12 комментариев нравится избранное
  • SeTosha
    21 авг 2009 в 05:16
    Мое мнение — главная проблема это отношение к статистике в России вообще, именно к официальной. Оно пришло со времен ГосПлана и живо по сей день.
    Это я про раскрываемость, планов на штрафы итд…
  • dinosavr
    21 авг 2009 в 05:35
    Планы на штрафы и раскрываемость это жесть
    Идиотическая ничем не объяснимая идея
    На эту тему статья «Семеро смелых» есть www.bg.ru/article/8151/
  • dinosavr
    21 авг 2009 в 05:36
    @SeTosha Планы на штрафы и раскрываемость это жесть
    Идиотическая ничем не объяснимая идея
    На эту тему статья «Семеро смелых» есть www.bg.ru/article/8151/
  • TZK
    21 авг 2009 в 08:33
    Как страшно жить.
  • Mikhalych
    21 авг 2009 в 09:52
    Да мне вообще кажется, что просто не хватает банального контроля водителей и пешеходов и обязательного штрафа в случае умышленного(скользкое понятие, но всё е оставлю) нарушения ПДД. Да и неплохо бы просвятить пешеходов — плакаты в магазинах, на стендах о том, как себя вести вблизи проезжей части.
  • Archangel
    21 авг 2009 в 10:53
    А еще не забываем об общем состоянии автопарка, которое у нас ни в какое сравнение не идет с европейским.
  • dinosavr
    21 авг 2009 в 13:54
    @Mikhalych Контроль и неизбежность наказания при нарушении необходимы,
    и у нас с этим пока работать и работать.
    Однако, основной принцип программы это как раз избавить водителя-пешехода от возможности, что-то нарушить. Для этого ставят разделительные барьеры и многое другое — напишу позднее при обзоре практических методов улучшения БДД
  • dinosavr
    21 авг 2009 в 14:00
    @Archangel Вспомнился прочитанный где-то комментарий, где немец говорит русскому:
    «Вы тратите деньги на машины с подушками безопасности, но не пользуетесь бесплатным ремнем безопасности»
    Я про то, что машины машинами, а у нас еще и определенный водительский менталитет сформирован.
  • Mikhalych
    21 авг 2009 в 14:36
    @dinosavr Работать и работать — это точно. Был в Чехии года два назад — там пропускают на переходах всегда и все (такси, милиция и т.д., которые у нас отличаются несоблюдением правил). Пропускают даже в глуши — ехали на автобусе и он увидел, что к переходу, который метрах в 200-300 кто-то подходит и начал тормозить заранее. У перехода остановился, пропустил пешехода, и поехал дальше. Плюс есть контроль времени нахождения на маршруте (для автобусов, по крайней мере) и наказания, вплоть за неработающую фару днём. И ещё на машинах «дпс» есть табло в районе мигалки и на нём отображается инфа. В нашем случае загоралось STOP…
    Ну и к пешеходам есть санкции, как нам говорили, за переход вне пешеходного перехода. Мы не проверяли, но, говорят, что штраф большой, да и нарушали, как мне показалось, только туристы :)
  • Mikhalych
    21 авг 2009 в 14:36
    @Mikhalych Пропускают даже в глуши — ехали на автобусе и он увидел он — водитель
  • mumi
    21 авг 2009 в 14:39
    Ну вобщем в целом правильно и как бы ничего нового. Если ты нарушаешь и при этом выглядишь абсолютным дебилом — это значит, что дорожное движение организовано верно. А если ты нарушаешь и это логично и понятно с точки зрения всех остальных участников дорожного движения — стоит задуматься над организацией. Правда, очень часто «задуматься над организацией» значит тупо поставить пост и стричь с нарушителей…
  • kamassutra
    21 авг 2009 в 15:05
    некогда было читать приведенные в статье ссылки — может там и идет речь об этом: самые страшные ДТП с наибольшим количеством человеческих жертв — происходят на междугородних трассах. Тут как правило причины не в алкоголе или плохом автопарке, который, к слову, очень быстро обновляется, а именно в пресловутой проблеме российских дорог, существующей как известно уже не первый век(!).
    Вот пример:
    Ведь разумная безопасная скорость на нашей трассе «скандинавия» при таком плотном потоке (мое мнение) порядка пятидесяти км/ч — это же абсурд — так никто и никогда ездить не будет! Вот и постоянные обгоны «в лоб» грузовику. Нет нормальных обочин, зато глубокие кюветы вместо отбойников. Нормальному человеку так ездить страшно даже днем, тем более, что ты НИКОГДА не застрахован от того, что тебе навстречу выскочит очередной «камикадзе», или просто уснувший водитель…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.